А вот цены на молоко в Украине уже в апреле-мае могут довольно ощутимо упасть.
Об этом на своей странице в Facebook написал экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
Учитывая критическую ситуацию в мире с низкими ценами на молоко и молокопродукты, эксперт задает вопрос: «что делать?». И дает несколько тезисов по этому поводу:
1. В молочном бизнесе есть продукты, которые при хранении только увеличивают стоимость, — выдержанные качественные твердые сыры. К сожалению, в Украине проблема с оборотным капиталом (он очень дорогой!), который, таким образом замораживается, проблема с качественным молоком, которое для этого требуется, и проблема с технологиями производства таких сыров.
Однако, если бы сейчас кто-то из бизнесменов, имея «лишние» средства, захотел вложить деньги в налаживание производства таких сыров, и был готов заморозить средства на пару лет, я думаю, толк был бы довольно значительный.
2. Повышение эффективности всей цепочки. Кооперация профессиональных фермеров по переработке, по нашим подсчетам, дает от 2 грн/л переработанного молока больше, чем его реализация переработчикам. Конечно, здесь также нужны инвестиции, и это сразу сделать довольно трудно
3. При снижении цен на молоко в большинстве стран с рынка выходят наименее эффективные производители. В Украине, по той цене, которая есть сейчас на корма и на молоко, даже при надоях 6,5 тыс. на корову в год бизнес не является убыточным. При надоях 8 тыс. — он дает не худшую прибыль, чем зерновые на гектар. Итак, для тех производителей, которые стратегически планируют заниматься молоком, — это отличная возможность повысить эффективность, а когда с рынка уйдут менее эффективные — получить выгоду от изменения ценовой ситуации.
4. Интенсивное или экстенсивное производство? На мировом рынке значительную долю занимает Новая Зеландия, которая имеет экстенсивное производство молока. При условии низких цен на молоко оно становится не очень привлекательным для фермеров. Итак, глобально, это прекрасная возможность для наших интенсивных подходов к производству.
5. Сейчас благодаря снижению цен на молочные продукты в мире происходит увеличение потребления этих продуктов. Конечно этот эффект чувствуется не сразу, однако он начнет проявляться уже в текущем году.