Сложность ее решения заключается в попытках совместить два различных по своей природе вопроса — развитие аграрного бизнеса и развитие сельских территорий. Очевидно, есть большое количество общих черт в определенных проблемах. Но это только на первый взгляд!
Попробуем детализировать эти две сложные стратегические общегосударственные задачи и начнем с развития аграрного бизнеса. Сразу же стоит акцентировать внимание на слове «развитие», поскольку, если выпустить его из поля зрения, тогда легко попасть в ловушку неестественного сочетания процессов, которое мы наблюдали все предыдущие годы.
Итак, развитие аграрного бизнеса предполагает, прежде всего, утверждение условий экономической конкуренции — как внутри отрасли, так и между комплексами и отраслями экономики Украины. Следующим аспектом развития аграрного производства является формирование и развитие рыночных отношений, и в первую очередь, рыночных отношений по использованию главного аграрного ресурса — земли. Интересен данный вопрос и в контексте сочетания развития аграрного бизнеса и развития сельских территорий — легко произносить популистские слоганы типа: «Земля принадлежит народу Украины», «Земля — мать»… Не менее важным в развитии аграрного бизнеса является секторное развитие через экономическое содействие со стороны государства. Данный ряд можно продолжить, но уже и этого достаточно, чтобы заметить отсутствие здесь составляющих и мероприятий по развитию сельских территорий.
Что мы понимаем, говоря о стратегии развития сельских территорий, а тем более об «устойчивом развитии» сельских территорий? Сельские территории — а для украинцев более привычным является понятие село — это способ компактного расселения значительной части населения Украины. Для украинцев он является традиционным, понятным, воспринимаемым исторически на экономическом, организационном и ментальном уровне. Село — это обособленная социальная, природно-территориальная, экономическая и правовая единица совместного проживания людей. С другой стороны — это способ и механизм реализации прав и свобод конкретного человека и жителей села в целом, а именно: права на труд (и не обязательно в аграрном секторе!), права на обучение, права избирать и быть избранным, права на здравоохранение и др. Таким образом, перечисленные аспекты развития сельских территорий предусматривают развитие ряда общегосударственных социально-экономических подсистем — образования, здравоохранения, культуры, развитие инфраструктуры, развитие инвестиционной привлекательности.
Ключевым аспектом данной проблемы является система стратегирования и управления процессом устойчивого развития сельских территорий. Почему мы выше говорили о неудачных попытках сочетания двух стратегий и такого их воплощения в жизнь? Ответ на данный вопрос легко найти в оценке результатов их реализации. С карты Украины продолжают исчезать села! Мы имеем сложную экологическую ситуацию. Вдумайтесь, только под твердыми бытовыми отходами в Украине находится территория, равная площади такой страны как Молдова. Ограничен доступ жителей села к полноценному среднему образованию, к полноценным медицинским услугам. Средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 88% от средней по экономике Украины и т.д.
Сегодня мы видим попытки наступить на те же грабли, что и в предыдущие годы. Разница лишь в том, что до сих пор пытались управлять развитием сельских территорий с позиции директора соответствующего департамента в составе Министерства аграрной политики и продовольствия, а теперь создается новая должность — заместитель министра по вопросам развития фермерства и развития сельских территорий.
Заместитель главы одного из министерств как уровень для стратегирования данной проблемы не достаточный организационно. Очевидно, это снова будет «холостой» выстрел! Жаль, поскольку, несмотря на развертывание реформы децентрализации власти и завершение земельной реформы, мы можем достичь в вопросах устойчивого развития сельских территорий значительно больше.
Павел Коваль, генеральный директор Украинской аграрной конфедерации