После оздоровления Приват нужно поскорее выставить на приватизацию
19 декабря 2016, 13:21 1391
Стратегическая задача в национализации «Приватбанка» — оздоровить его и немедленно выставить на приватизацию. И чем скорее, тем лучше.
Об этом на своей странице в Facebook* написал экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Эксперт, комментируя национализацию, выделил 8 главных месседжей:
- Что, собственно говоря, мы ожидали? Что в стране, экономика которой на протяжении 2014–2015 гг. упала на 18%, а в 2016 году сможет «отвоевать» жалкие 1-1.5%, банковский сектор будет продолжать функционировать как ни в чем не бывало? Такого не было нигде, и почему это вдруг Украина должна была бы стать исключением?
- Ни в одной стране мира — на фоне гигантской девальвации местной денежной единицы — объективно не могло не ухудшиться качество банковского портфеля. Когда гривня потеряла 2/3 своей стоимости, мы что всерьез думали, что банки «пронесет»?
- Ни в одной стране мира не давали большим системообразующим банкам вот так взять и просто «умереть». Их «смерть» должна была привести к огромным проблемам во всем банковском секторе. А, значит, еще дальше «притопить» экономику страны. Поэтому с большими банками, подпадающими в разряд «too big to fail» надо было работать более, чем деликатно. Это не такой банк, который относится к тем 80, которые можно было на протяжении последних нескольких лет «относительно безболезненно» взять и «утопить». У регулятора — глобально — было две альтернативы. Первая — насколько это возможно пытаться «давить» на акционеров и «принудить» их к вливанию капитала в свое «тонущее детище». Но похоже, что это не получилось. По многим — и не только экономическим — соображениям. И, вторая — взваливать этот банк «на себя», а значит «на опавшие и усталые плечи» украинских налогоплательщиков. Именно они сейчас оказались владельцами «навязанного им свыше товара».
- Проблема банка в необходимости «вливания» дополнительного капитала никуда не исчезла. Сейчас порядка 5% украинского ВВП должно быть «зарезервировано» на «помощь» этому системообразующему банку. Для сравнения, это практически такая же величина, как и весь бюджет украинского оборонного ведомства. Или, например, чуть больше того общего государственного дефицита, с которым страна планировала закончить текущий 2016 год.
- Обращает на себя внимание тот факт, что решение не было принято на уровне ни НБУ, ни Минфина. Потребовалась «подписка» от более крупных «игроков» — сначала всего Кабинета министров, а потом и СНБО. Сигнал к тому, что ответственность на себя на более низком уровне никто особенно брать не хотел. Ее попытались разделить с другими.
- Вряд ли у вкладчиков возникнут какие-то серьезные проблемы в кратко- и среднесрочной перспективе. Банк продолжит функционировать, но уже как государственный. В более длительной перспективе, проблемы будут. Государство — неэффективный собственник. Качество работы может быть ухудшено, но это уже совершенно другая история.
- Стратегическая задача — оздоровить банк и немедленно выставить его на приватизацию. И чем скорее, тем лучше. Но вряд ли мы здесь говорим о месяцах. Речь идет о годах. Можно ориентироваться на 1-3 года.
- Новый собственник — в лице государства — должен немедленно заняться вопросов инвентаризации залоговых активов, которые есть у банка. Насколько это возможно, надо попытаться «выдавить» платежи назад. Если не получится, то важно не «утонуть» в судебных разбирательствах и по максимуму распродать все на открытых и прозрачных аукционах. Задача — минимизировать убытки, а значит, и сохранить деньги украинских налогоплательщиков, которым «покупка» была просто навязана. И эта задача более, чем актуальна, учитывая, то положение которое занимает страна в рейтинге по уровню коррупции — 130 из 167 стран согласно Transparency International.
* Текст публикуется с разрешения автора.