Наши общие с Украиной 50 лет советской истории стали для стран большим испытанием. Они исказили понимание бизнеса и целей, потому так сложно сегодня говорить о стратегии объединения не во вред, а во благо.
Первое, что приходится слышать от производителя, когда мы поднимаем тему построения кооператива: «Что, снова в колхозы?» Однако это говорят те, кто не понимают ни принципов, ни разницы в подобных объединениях.
Ситуация, сложившаяся на аграрном рынке, заставляет объединяться — цены уже далеко не те, что были ранее. Как бы мы к этому ни относились, но борьба за богатые рынки и продажу продукции по достойной цене усиливается. При этом очень часто производители на первое место ставят прибыль, не задумываясь о первом принципе кооперации, а именно — взаимодействии с другими производителями. То есть нельзя говорить только о деньгах, а важно понимать, как мы будем жить вместе. Ведь кооператив — это, по сути, тот же дом, где семья должна существовать по единым правилам.
В кооперации я бы выделил три основных правила:
Кооперироваться нас заставила жизнь: на внутреннем рынке в Литве мы потребляем всего 40% от произведенного молока, в то же время 60% нужно было куда-то девать, и пришлось искать ресурсы для того, чтобы конкурентно продавать его, перерабатывать и экспортировать. Мы основали кооператив АС Pienas LT в 2008 году, как раз в разгар кризиса. На тот момент на нашем рынке было 5 перерабатывающих завода, что фактически основали монополию и занижали цену на продукцию. Такая безвыходная ситуация и стала нашим драйвером кооперации.
Конечно, украинские производители молока, как и любые другие, сразу начинают считать выгоду для своего кошелька, поэтому скажу, что она действительно существует. На нашем литовском примере могу отметить, что объединение производителей молока в кооператив может дать торговую выгоду в €0,04 за кг молока. Часть этой выгоды может распределяться как премия для членов кооператива (например, €0,02/год), а другая — накапливаться €0,02/кг, например, 1000 т/молока в день дает возможность накопления 7,2 млн в год, которые можно инвестировать в дальнейшие проекты и развитие кооператива.
Основные правила для объединения ресурсов при кооперации:
1. Рациональность
Объединять только то, что может быть рационально использовано для общих целей кооператива. Например, в нашем случае производители молока в кооперативе по правилам сдают в него 100% произведенного молока.
2. Выгода
Выгода, или же прибыль от объедения, должна быть соизмеримо выше, чем производство по отдельности. Никто не может загонять вас в кооператив, если вы посчитаете себя ни морально, ни физически к этому не готовым.
3. Пропорциональное распределение
Получаемая кооперативом выгода должна пропорционально распределяться между членами объединения. При этом распределение касается как первоначальных инвестиций, так и выгоды от продажи молока. Однако это не означает, что маленькие фермеры, вступившие в кооператив, будут находиться в тени больших предприятий — они имеют равные права голоса при решении проблем и задач кооператива.
Кроме того, кооператив всегда означает достаточно сильную позицию в переговорах с переработчиками и производителями необходимых материалов — например, значительные скидки при покупке кормов, СЗР, семян, топлива медикаментов для животных и т. д.
Кооперация позволяет консолидировать усилия и получить другой «вес» игрока на рынке — цена на конечный продукт будет однозначно выше, а сам продукт — значительно лучше по качеству. Кроме всего прочего, кооперация дает значительную независимость от внешних факторов, в том числе и от колебаний цены молока на рынке.
Однако, если меня спрашивают, с чего стоит начинать кооператив и какие первые шаги необходимо предпринять, я скажу, что, прежде всего, нужно объединить людей идеей, и наглядно показать перспективы. Это не делается за один-два дня, однако стоит начать и делать, не останавливаясь на достигнутом.
ШАГ 1
Думать и анализировать. Думать про возможности и их реализацию.
ШАГ 2
Планировать свои действия, просчитывать бизнес-план.
ШАГ 3
Начинать делать. Переходить к реализации проекта вместе со своими единомышленниками. Очень важны в кооперативе позиции лидера, который сможет «зажечь» людей идеи и у которого хватит сил поддерживать кооперацию на всех этапах.
ШАГ 4
Ошибаться и снова делать. Очень часто производители после первых неудач сдаются и думают, что кооперативное движение — это не для них. Это совсем не так, просто это другое мышление, отличное от привычного для нас.
ШАГ 5
Продолжать делать. Не забывайте, что только продолжительные действия приводят к результату.
Ну и самое важное, на чем бы я хотел сосредоточиться, — то, что без действия вы просто не получите никакого результата. Кооператив — это полное доверие и совместные действия. Только такой алгоритм, а также большая работоспособность могут быть драйверами кооперативного движения и в Украине, и в других странах.
Наглис Нараускас, глава правления АС Pienas LT, Литва