Рынок Европы консервативный и перенасыщен вследствие отмены квот на производство молока: украинская продукция туда не сможет зайти массово. Скорее всего, это будут эпизодические поставки. Или некоторые заводы из тех, которые получили разрешение на поставки в ЕС, займут нишевые позиции на рынке Евросоюза.
Наиболее важными для фокусировки и развития в 2016 году станут Нигерия, Ангола, Эфиопия, Танзания, ЮАР, Конго, Иран, Ирак, Пакистан, Бангладеш, Южная Корея, Филиппины и, конечно, Китай.
Также важно будет удержать позиции в Казахстане и других традиционных рынках Среднего Востока, которые приносят львиную долю экспорта молочных продуктов. Это будет трудно, учитывая существующие проблемы с транзитом через территорию РФ и общую политическую ситуацию.
Молочные заводы Украины имеют неиспользованные возможности, которые минимум в 2,5 раза превышают нынешний объем производства. Но для их загрузки на экспорт необходимое сырье высокого уровня (для ЕС, арабского мира и КНР). На данный момент (по оценкам FAO) избыточное количество молока, которое следует экспортировать для сбалансирования спроса и предложения молочного рынка Украины составляет более 800 тыс. т (в пересчете на сырое молоко). Однако, более 60% украинского молока получают от крестьян-единоличников, а не от фермерских хозяйств, которые могут гарантировать необходимое качество.
Также экспортный потенциал украинских молочников нужно рассматривать через призму создания сильных брендов на вышеуказанных рынках. Тогда возможности для получения добавленной стоимости возрастут в разы.
Богдан Шаповал, специалист по вопросам экспорта при Ассоциации производителей молока (по материалам интервью Dairynews)