Ключевой торговый партнер — это не константа

27 августа 2018, 09:33 925

Украина за 20 лет существенно диверсифицировала рынки сбыта зерновых культур. Если в 2000 году на первую тройку покупателей приходилось 43,4% всех поставок, то сейчас ТОП-3 формируют всего 27,9% объема торговли.

Об этом заявил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк.

«Я считаю это очень здоровой тенденцией, так как события в недавней истории Украины показали, как опасно монопартнерство в торговле. При этом как для новых, так и для уже устоявшихся торговых партнеров требования надежности и порядочности контрагента остаются, разумеется, абсолютным приоритетом. К счастью, Украина не давала поводов для нареканий. У меня есть устоявшееся мнение, что «ключевой торговый партнер» — это не константа», — отметил он.

По мнению Мартынюка, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на географическую структуру украинского зернового экспорта в ретроспективе.

Итак, в 2000 году ТОП-10 покупателей украинского зерна (совокупно по основным культурам) выглядел вот так:

«На первом месте неожиданно Беларусь, куда была продана пятая часть всего зерна, страны арабского мира и в первой тройке покупателей — Кипр, который в данном случае является скорее юридическим, чем фактическим пунктом назначения. К слову, в этом же 2000 году зерно на $2,9 млн или 2,3% экспорта было отправлено в адрес другого оффшора — Британских Виргинских Островов», — отметил Мартынюк

Он подчеркнул, что по итогам недавно завершившегося сезона, т.е. 18 лет спустя, лидеры поменялись полностью —  из партнеров почти двадцатилетней давности осталось только трое — Саудовская Аравия, Израиль и Нидерланды, существенно изменившие свой удельный вес.

При этом, в промежутке между этими датами украинская зерновая торговля несколько раз кардинально меняла свой вектор и «ключевого партнера».  

«В начале нулевых Украина активно продавала зерно в Испанию. В 2002 году на эту страну пришлась четверть всего украинского зернового экспорта (25,4% или $253,5 млн). В 2003–2010 гг. на первом месте с большим отрывом закрепилась Саудовская Аравия, чья доля в экспорте колебалась между 11,2–40,8% (пиковое значение было достигнуто в 2007 году). А в 2011 году Египет, купив зерна на более чем полмиллиарда долларов (15,5% всего зерноэкспорта), вышел на первое место в списке покупателей и остается на нем до сих пор», — уточнил Мартынюк.

Он напомнил, что в 2014 году впервые в ТОП-10 импортеров, сразу на четвертом месте, появляется Китай. За год в КНР было отгружено зерна на $370 млн — в основном кукурузы.

«Со следующего сезона Китай уже не покидает первую тройку покупателей, а за первое полугодие 2018 года туда было поставлено зерна на $329,821 млн или 10,1% всего экспорта», — добавил Мартынюк.


AgroPortal.ua по материалам НВ.