Либерализация рынка пойдет на пользу владельцам земли

12 мая 2017, 07:12 5101

В Украине сейчас много говорят о либерализации земельного рынка. Причем, достаточно и тех, кто выступает за отмену моратория на продажу земель сельхозназначения, и тех, кто против.

Изменения в политике, как правило, благоприятствуют некоторым людям и не благоприятствуют другим. Следовательно, вполне естественно, что кто-то выступает против изменений. Экономисты в целом поддерживают перемены и называют их позитивными, если они отвечают интересам общества в целом. А значит, хорошие решения должны увеличить общее производство в стране и не иметь отрицательных эффектов дохода.

Конечно, предсказать предупредительный эффект не всегда легко. Однако Украина могла бы взглянуть на опыт других стран с рыночной экономикой. Насколько мне известно, рыночная экономика не предусматривает моратория на продажу земли и, более того, ограничений на рынках аренды. Внесенные изменения должны включать рынок покупки и аренды земли.

Либерализация земельного рынка будет иметь положительные последствия: сельскохозяйственные угодья постепенно достанутся производителю с самой высокой готовностью платить. Это покупатель, который сегодня и в будущем планирует использовать землю самым прибыльным способом. Следовательно, цены на землю (покупка и аренда) не будут связаны с «нормативными ценами на землю». А нынешний владелец земли получит дополнительный выбор по сравнению с нынешней ситуацией.

В настоящее время он может сдавать в аренду землю и зависит от каких-либо юридических ограничений, когда земля предоставляется за обязательную минимальную цену. Минимальная система цен должна быть отменена: такое решение необходимо принять в качестве необходимого условия для свободного рынка земли.

Следовательно, либерализованный земельный рынок пойдет на пользу нынешним землевладельцам, но может отрицательно повлиять на некоторых покупателей из-за более высокой стоимости земли, чем нынешние нормативные цены. Однако сдвиг в собственности на землю создаст большую безопасность для активных фермеров и улучшит доступ к кредитам.

Общество в целом выиграет, потому что новые владельцы земли, скорее всего, будут более эффективными фермерами, чем нынешние, и использование дополнительного кредита еще более повысит эффективность. Кроме того, будет меньше простаивающих земель и увеличится производство. Общество в целом также выиграет, поскольку увеличение доходов фермеров будет способствовать повышению налоговых поступлений. Дополнительное предоставление общественных благ в конкретных сельских районах улучшит общий уровень жизни.

Если говорить о рисках такой политики, они в основном связаны с реализацией административных норм в отношении того, кто хочет продать землю — частный владелец или государство. Частный собственник всегда имеет альтернативу: а) сохранить землю для собственного использования или даже временно не использовать; б) сдавать в аренду; в) продать. Он не будет продавать ее, если в регионе всего несколько потенциальных покупателей и цена предложения снижается из-за их монополии. Эта проблема может быть сглажена путем проведения общегосударственного и регионального реестра всех сделок с землей, включая цены.

Более серьезная проблема может возникнуть в сфере продажи государственных земель. Во-первых, имеет значение индивидуальный размер земли, которая будет выставлена на продажу. Если крупные фермы в настоящее время полагаются в основном на государственные земли, они могут быть единственным потенциальным покупателем и занизить цены. Следовательно, можно было бы предусмотреть, что государственные земли будут продаваться пакетами максимальным размером 200 га за один тендер, и каждый отдельный покупатель будет иметь возможность купить не более одного пакета. Однако эта система может быть подвержена коррупции, следовательно, прозрачность имеет большое значение.

Если говорить о том, как проходила земельная реформа в бывшей ГДР, то она была особенной. Процесс, в первую очередь, был основан на реституции. Тот, кто владел фермой размером менее 100 га в 1945 г., получил свои земли назад и стал собственником в частных объединенных предприятиях. Земля фермерских хозяйств площадью более 100 га была передана государству в течение предполагаемого переходного периода. Одна из основных причин заключалась в том, что прежняя собственность не всегда была ясной и требовались судебные решения. Продажа земли началась с создания организации для этой цели. Количество земли, которая продавалась каждый год, было ограничено. Возможно, было мало потенциальных покупателей и государство хотело как можно больше стабилизировать рынок труда в сельском хозяйстве. Некоторые интересные цифры: сельскохозяйственные земли в ГДР составляли около 6 млн га. На земли, находящиеся в государственной собственности, приходилось 1 млн га. В ближайшие годы еще 100 тыс. га будет продано.

Ульрих Кестер, профессор Кильского университета (Германия)