Технократический формализм победил: зачем заморачиваться проблемами тех, кого не существует в законодательном поле и в организованном рынке как товаропроизводителей?
Украинское село всегда было в большой степени монозависимым от сельскохозяйственной деятельности. И если все развитые страны через дифференциацию налогов, прямую поддержку и регуляторно-контрольную политику удерживают баланс, при котором сельские семьи и общины сохраняют свои экономические базисы, то, к сожалению, в Украине все происходит без учета этих особенностей.
Вся госполитика пронизана налоговой и регуляторной уравниловкой, косвенная поддержка в первую очередь направлена на небольшое количество крупных агроформирований, статус малых преимущественно самозанятых хозяйств отрезает их от организованного рынка, социальной, продовольственной и пенсионной систем. Не создано эффективных механизмов стимулирования экономической диверсификации — активного развития несельскохозяйственных отраслей в сельской экономике — ремесел, промыслов, туризма, услуг. Как результат, экономика семей и общин слабеет, увлекая вниз как саму социальную составляющую села, так и национальную экономику.
Очевидно, нужно безотлагательно дать малым и преимущественно самозанятым сельским хозяйствам законодательные рамки, налоговую политику и прямую поддержку согласно европейского образца, к чему нас обязывает политическая часть Соглашения об ассоциации. В частности, это упрощенная форма регистрации — путем принятия во втором чтении законопроекта №1599. Льготные в рамках самозанятости и «нулевые» до уровня социального самообеспечения налоги таких субъектов, а не на компенсацию процентов агрохолдингам. Необходимые изменения к законопроекту №1600 подготовлены нашими организациями.
Следует оставить возможности уплачивать единый сельхозналог только для предприятий и кооперативов, которые зарегистрированы по месту, арендуют ресурсы (земли) в пределах территории одной общины, учредителями которых являются только физлица, проживающих в ней, и модернизировать его, снизив общий размер и дополнив налогом от оборота в местный бюджет. Меньшая ставка будет стимулировать экономическую активность на месте и наращивание производства добавленной стоимости на единицу площади, обеспечивая одновременно большие поступления общинам и меньшую предельную нагрузку на работника и малый бизнес при увеличении объема производства на гектар.
Еще один путь выхода из кризиса — отмена режима аккумуляции и автовозврата НДС как формы, что делает невозможным применение адресной дифференцированной налоговой политики для большинства субъектов, которые обеспечивают более 5/6 занятости на селе. Стимулирование диверсификации изнутри малых форм хозяйствования путем приобщения к сельскохозяйственной деятельности, которая подпадает под вышеуказанные налоговые и поддерживающие механизмы: предоставление туристических услуг, прифермская переработка, «домашние» ремесла, розничная продажа собственной продукции и соседей, услуги по пахоте и тому подобное.
Направить остатки средств на прямую поддержку после обеспечения компенсационных выплат, о которых шла речь, исключительно на стимулирование малых форм хозяйствования к организации в кооперативы, группы. При ограниченности финансовых возможностей бюджетной поддержки доработать законодательство в отношении кредитных союзов, дать законодательное поле для работы неправительственных учреждений для их рефинансирования и т. д.
Остановить катастрофическое обнищание крестьян — трети населения Украины — можно только за счет возврата к хозяйственной активности за счет приоритетной поддержки государства. Возобновление роста доходов сельских семей и общин — одно из немногих быстрых источников восстановления роста внутреннего обмена как единственного двигателя развития национальной экономики.
Николай Поединок, исполнительный директор Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов (по материалам издания «Урядовий кур'єр»)