Многие задают вопрос: почему такой смельчак в Украине до сих пор не нашелся? Ведь картофельная мука (хлопья) — товар, который имеет длительный срок хранения, он чрезвычайно запрашиваемый странами Азии, Африки. Если подсчитать окупаемость такого предприятия — 7-9 лет. Для европейского предпринимателя — это супер. Если бы этот проект был начат в Голландии, его бы восприняли на ура.
Однако в Украине, где в позапрошлом году была девальвация 230%, а сейчас на межбанке курс евро может вырасти или упасть за неделю на 12%, говорить о планах на 7 лет сложно. У нас практически не работают финансовые инструменты, которые являются действенными в Европе.
Мы все хотим жить в Украине, которая будет иметь полноценную экономику. Любая экономика делится на отрасли и они должны быть прибыльными. Соответственно, работники в таких условиях будут получать логическое вознаграждение. Чтобы картофелеводство превратилось в высокоразвитую отрасль, оно должно иметь стратегию развития, коллективно определенный ориентир, цели, задачи и умное распределение средств. Сегодня такой стратегии отрасль не имеет ни на государственном уровне, ни в представлении операторов рынка. Хозяйства не представляют, каким должен стать рынок через 5-10 лет.
Было бы правильно, чтобы все участники отрасли, в том числе и ученые, сели за один стол, проанализировали, что происходит в соседних странах, в Европе, мире, и сделали соответствующие выводы. Например, производить картофель фри Украине невыгодно, потому что рядом в Польше есть несколько мощных заводов, чьи мощности, объем и качество трудно превзойти. Россия не будет покупать украинские чипсы, а для потребностей внутреннего рынка имеющихся предприятий достаточно. Однако картофельная мука или хлопья (можно называть их как угодно), или картофельный крахмал — интересные направления, где украинские картофелеводы могли бы стать мировыми лидерами, потому что общего вала продукции хватает, качество выше, чем нужно.
Достигнув согласия, надо идти в министерство и говорить, что мы нуждаемся в помощи финансами и не только, ведь речь идет об экспортном товаре. Назвать необходимые законодательные изменения, особенности налогового, таможенного и др. содействия нынче никто не может. Деньги, если они будут выделяться из госбюджета, должны направляться на конкретную программу, где будет зафиксировано, в каком направлении двигаться.
Представляю такую картину идеального украинского картофлеводства: 80% выращенного профессиональными хозяйствами картофеля отправляется на переработку, 50% продукции экспортируется. Остальные, 20% выращенного картофеля, продается в сетях, из него большинство — мытый, расфасованный с указанием сортов, объяснением, для какого вида переработки предназначен — варки, жарки, запекания и тому подобное.
Николай Гордийчук, президент Украинской ассоциации производителей картофеля (по материалам Agro Times)