Причина — введение упрощенной системы налогообложения. Вначале 2010-х гг. оказалось, что фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН) морально устарел и больше не отвечает реалиям сектора. Остро встал вопрос о его реформировании.
В отличие от ситуации 90-х годов, на данном этапе, наряду с традиционными, возникает ряд новых факторов, которые должны быть приняты во внимание при реформировании ФСН:
Во-первых, необходимость обеспечения конкурентоспособности национального сельхозпроизводителя на этапе вхождения в ЕС за счет предоставления дотаций на уровне, который имеют страны ЕС.
Во-вторых, параллельно с выводом пенсионных и других социальных взносов по ФСН была обеспечена адресность уплаты соответствующих выплат. Это удачное достижение и оно должно быть сохранено.
В-третьих, в последнее время регулярно поднимался вопрос введения отчислений в размере 1% от нормативно-денежной оценки земли и их направление на обеспечение местных социальных нужд. Хотя на законодательном уровне предложение так и не нашло своего воплощения, на этапе холдингизации сельскохозяйственной деятельности этот вопрос остается исключительно актуальным.
Концепция реформирования ФСН базируется на принципе переноса центра внимания с сельхозпредприятий на каждый гектар сельскохозяйственной земли и того, кто его обрабатывает. Поэтому плательщиком реформированного ФСН оказываются не только предприятия, но и физические лица, которые владеют или используют землю сельскохозяйственного назначения, в том числе и личные крестьянские хозяйства. Исключение делается только для тех, кто обрабатывает площадь менее 1 га — они выпадают из поля налогообложения. Базой налога является нормативно-денежная оценка земли, ставка налогообложения — 1%.
Концепция ФСН образца 2015 года предусматривает: ФСН состоит из двух частей: социальной нагрузки на бизнес и единого налога для сельхозпредприятий в контексте упрощенной системы налогообложения.
Первое включает в себя все социальные налоги, агентом уплаты которых выступает сельхозпредприятие: налог на доходы физических лиц — работников предприятия и арендодателей, владельцев земельных участков, а также единый социальный взнос для работников предприятия. Остальная сумма, которая остается после уплаты указанных сумм по их реквизитам, направляется в местный бюджет и используется на нужды местного социального развития. Это позволит вывести из тени зарплату и гарантирует определенный уровень социальной нагрузки на бизнес.
Вторая часть — это традиционный единый налог, который интегрирует ряд других налогов, а именно: налог на прибыль, экологический налог, рентную плату, в том числе за специальное использование воды, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, используемого в производственной деятельности сельхозпредприятия и плату за землю. Это упрощает начисление и уплату налогов.
Сегодня обе части реформированного ФСН привязаны к нормативно-денежной оценке земли. Хотя, возможно, логичнее было бы социальную часть привязать к показателям национального социального развития — или минимальной зарплаты, или прожиточного минимума и тому подобное.
Привязка второй части к нормативно-денежной оценке земли выглядит несколько лучше, поскольку здесь автоматически учитываются вопросы природно-климатических зон и качества почв, косвенно учитывается и рентабельность (прибыльность) хозяйства. Однако, поскольку в состав единого налога на первом плане входит налог на прибыль, логично было бы каким-то интегрированным образом учесть еще и урожайность, и биржевые цены на урожай.
Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины (из выступления в рамках конференции «АГРОБИЗНЕС — взгляд через призму настоящего. Аналитика экспертов»)