Значит ли это, что бизнес откажется от использования офшоров в своей деятельности? Уверена, что нет. Офшорные компании будут использоваться в бизнесе несколько меньше, по сравнению с прошлыми годами, но полный отказ от привлекательных безналоговых юрисдикций ожидать не следует.
Стоит только проанализировать структуры современных холдингов, которые есть в свободном доступе и размещаются на официальных сайтах среднего и крупного бизнеса. Почти каждый холдинг включает в свою структуру хотя бы одну офшорную компанию. Вне официального холдинга также, как правило, остается определенное количество безналоговых юрисдикций, которые используются для оптимизации денежных потоков.
Однако нельзя не отметить, что, хотя безналоговые юрисдикции оставляют за собой статус инструмента для налоговой оптимизации, все же недавний инцидент с утечкой информации в Панаме, скандал с разглашением информации на Британских Виргинских островах (который состоялся несколько лет назад) и масса других фактов заставили предпринимателей искать альтернативы и «отбеливать» бизнес. Поэтому все большую популярность для регистрации нерезидентных структур приобретают европейские юрисдикции с благоприятными налоговыми условиями.
Мировые течения, связанные с офшорными компаниями, заставляют и украинских политиков реагировать на них. Однако быстрая реакция — не означает эффективна.
Так, 13 апреля 2016 года в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о введении налога с операций с офшорными юрисдикциями» (рег. №4413), которым предлагаются платежи в пользу нерезидентов, имеющих офшорный устав, дополнительно облагать налогом в размере 15%.
Однако это далеко не первое ограничение, которое законодатель накладывает на операции с офшорными и другими нерезидентными компаниями. Так, уже давно работает ограничения относительно невозможности зачисления на расходы части средств, уплаченных на нерезидентные компании, зарегистрированные в определенных юрисдикциях. Не стоит забывать и о дополнительном регулирование, связанное с трансфертным ценообразованием, а также о налогах на репатриацию.
Поэтому, учитывая наличие существующих ограничений, бизнес уже давно структурирует финансовые потоки таким образом, чтобы исключить прямые платежи в офшорные юрисдикции. Последние используются как держатели активов, как холдинговые компании и как «кошельки» для аккумулирования на их счетах средств, грамотно заведенных на такие счета.
Таким образом, предлагаемый законопроект вносит свой вклад в борьбу с использованием офшоров бизнесом, однако более политическим, декларативным и таким, что вряд ли значительным образом повлияет на реальную ситуацию. Если есть необходимость официального вывода средств из Украины за границу, предприниматели используют европейские юрисдикции с удобным налогообложением, а перечисление денег происходит по результатам налогового планирования и на основании должным образом подготовленных договоров.
Оксана Крыжановская, партнер ALEXANDROV&PARTNERS
AgroPortal.ua по материалам Юридическая газета