Бизнес нужно заранее подготовить к привлечению инвестора

15 марта 2019, 09:55 2187

Иностранные инвесторы демонстрируют растущий интерес к Украине. Об этом свидетельствует рост на 47% сделок по слиянию и поглощению с участием иностранных инвесторов в прошлом году.

Об этом рассказал директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Украине Дмитрий Щур.

«Совокупный размер иностранных инвестиций в украинские компании составил $508 млн. Важно, что почти половина всех иностранных инвесторов в 2018 году являются новыми игроками на украинском рынке, что свидетельствует о росте доверия к украинской экономике и инвестиционному климату. Однако, несмотря на тренд к росту, стоимость сделок на рынке слияний и поглощений в Украине эквивалентна лишь 1,4% ВВП, что значительно ниже среднего мирового показателя, который составляет 4,3%», — отметил он.

По мнению эксперта, инвесторы хотят стабильности и последовательности — как экономически фискальной, так и политической, уверенности в стабильности бизнеса и платежеспособности потребителей. А также хотят видеть талантливых предпринимателей — и сегодня, и в будущем. В Украине есть все эти элементы, но они не всегда пересекаются.

«Несмотря на необходимые шаги по построению бренда страны на мировой арене как привлекательного направления для инвестирования (и вследствие этого — увеличения инвестиций в Украину), культура сделок по слиянию и поглощению украинских компаний все еще находится на невысоком уровне», — считает Дмитрий Щур.

Чтобы повышать инвестиционную привлекательность бизнеса, по его мнению, нужно заблаговременно готовиться к привлечению инвестора. Ключевые атрибуты привлекательности бизнеса для потенциальных инвесторов — устойчивость, управляемость и прозрачность.

«Смена акционеров или менеджмента в компании всегда ассоциируется с периодом неопределенности и рисков. Поэтому целесообразно заранее структурировать бизнес, учитывая юридическую и налоговую эффективность, оптимизировать операционную схему работы и бизнес-процессов, сформировать профессиональную управленческую команду, которая осознает стратегию развития и способна ее внедрить автономно от акционеров. Важно также наладить эффективную систему внутреннего контроля, процесс финансовой отчетности и ее проверку авторитетной аудиторской фирмой», — объяснил эксперт.

Дмитрий Щур подчеркнул, что наличие конкурентного преимущества продукции или услуг как по уровню качества и применяемых технологий, так и по цене, а также спрос на основных рынках сбыта, потенциал увеличения доли и выхода на новые рынки в совокупности могут обеспечить высокую доходность на инвестированный капитал и минимизацию операционных рисков.

«На практике, для качественной трансформации украинскому бизнесу может потребоваться несколько лет с момента принятия решения о привлечении инвестора. Даже в случае сотрудничества с экспертом по проведению сделок слияний и поглощений оптимальный срок для начала работы по продаже бизнеса — девять месяцев до планируемой сделки. В течение этого периода необходимо осуществить несколько этапов работ», — отметил он.

Украинские компании при подготовке к продаже часто пытаются справиться самостоятельно или привлекают консультантов по вопросам M&A только на последнем этапе. В результате такой практики компании существенно ограничивают потенциал привлечения инвесторов или полностью делают невозможной продажу бизнеса, считает Дмитрий Щур.

«Связи с инвесторами — это сложный процесс, который предусматривает расчет объективной оценки стоимости вашей компании и более тонкого понимания текущих рыночных условий. Своевременное и профессиональное приведение бизнеса в соответствие с требованиями инвесторов — это уже существенная часть успеха», — констатирует Дмитрий Щур.

По его мнению, в первой половине 2019 года в Украине может наблюдаться определенное замедление активности, в частности инвесторы будут крайне осторожны в завершении сделок до момента объявления результатов выборов.

«Но уверен, что в 4-м квартале 2019 года и в 2020 году состоится значительное количество сделок слияния и поглощения. Однако дальнейший успех будет зависеть от готовности и желания украинского бизнеса правильно организовать процесс подготовки актива к привлечению инвесторов», — подытожил эксперт.


AgroPortal.ua по материалам НВ