Амнистия капиталов от Зеленского: чем рискует бизнес

27 мая 2019, 10:00 5490

Амнистия капиталов — одна из самых обсуждаемых инициатив от команды новоизбранного Президента. В случае ее проведения ожидается, что олигархи вернут средства в Украину, пополнится бюджет и наладится инвестклимат. Но есть риск, что амнистией воспользуется условный коррупционер — эти деньги конфискуют.

Такое мнение высказал адвокат, партнер АО «Радзиевский и Яровой» Анатолий Яровой.

Он отметил, что обычно амнистию капиталов проводят развивающиеся страны. И чем более авторитарен политический режим, тем меньше желания у граждан и бизнеса и раскрывать активы, и тем более возвращать их на родину. Так, по результатам амнистии капиталов в России, в 2018 году ее граждане раскрыли активов всего на $10 млрд, большая часть — на счетах иностранных банков. По оценкам аналитиков, зарубежные активы россиян оцениваются минимум в $500 млрд, т.е. было раскрыто лишь 2% таких активов, при этом почти ничего не было возвращено домой.

Ранее амнистия капиталов уже проводилась в США, Италии, Ирландии, Бельгии, Аргентине, Казахстане, Грузии, России, ЮАР, Германии, Швейцарии, Новой Зеландии.

Проведенная в 2002–2003 годах Сильвио Берлускони амнистия капиталов в Италии считается одной из самых успешных. В страну вернулось €61 млрд. Заявители должны были уплатить 2,5% от стоимости задекларированного имущества или приобрести государственные ценные бумаги в размере 12% от суммы скрытого имущества.

«Одним из факторов успешного проведения этих мероприятий было обеспечение анонимности для лиц, которые воспользовались амнистией. Впрочем, и эта, и следующая, проведенная в 2009 году амнистия (принесла €100 млрд в экономику Италии), были подвергнуты критике прокуратурой, которая утверждала, что из-за слабого регулирования «окном возможностей» воспользовались мафиозные структуры, легализировав грязные средства», — отмечает Анатолий Яровой.

Обратный эффект был в Бельгии и Аргентине. В 2004 году в Бельгии за «легализацию» нужно было заплатить разовый налог от 6 до 9% (в зависимости от того, будет ли декларант инвестировать средства в экономику), что привело к возврату активов €17,8 млрд (около 10% оцениваемых иностранных активов бельгийцев).

«Причина такого низкого результата — отсутствие «кнута», то есть угрозы в виде уголовного преследования или значительных штрафов для тех, кто не воспользовался амнистией и будет пытаться легализовать свои активы в дальнейшем. Кроме того, амнистия в Бельгии не давала полной анонимности заявителям и достаточных гарантий со стороны государства», — объясняет эксперт.

Аргентина с 1995 по 2004 год провела 7 налоговых амнистий. Ни одна из них не была успешной. Причины частично заключаются в отсутствии четких правил и гарантий со стороны государства. Только в 2017 году амнистия капиталов обеспечила возвращение активов на $116 млрд (около 20% всех иностранных средств аргентинцев) и поступления $9,5 млрд в качестве налогов. Предпринимателям и физическим лицам предложили оплатить разовый штраф в размере 0 до 15% от стоимости активов.

«Судя по заявлениям представителей новой команды (Зеленского — Ред.), в случае, если окажется, что амнистией воспользовался «условный коррупционер», то его раскрытые капиталы могут быть конфискованы. И это самая большая проблема», — считает юрист.

По словам Ярового, дело в том, что вся суть амнистии капиталов заключается в раскрытии лицом активов, законность происхождения которых не всегда можно объяснить. А потому, для правоохранителей такие активы всегда являются гипотетическими вещественными доказательствами в существующих или возможных будущих уголовных производствах.

«Кроме того, если правоохранители будут считать денежные средства или активы незаконно добытыми или имеют определенные вопросы относительно деятельности субъекта декларирования, выявление новых активов только создаст больше оснований для реанимирования старых уголовных производств или возбуждения новых», — объясняет эксперт.

Иными словами, чтобы «амнистированный» олигарх или просто предприниматель вышел сухим из воды, по мнению Ярового, ему также должно быть гарантировано отсутствие дальнейшего уголовного преследования. Готова ли к этому новая команда?

«Сегодня Уголовный кодекс не предусматривает освобождение от уголовной ответственности на основании добровольного раскрытия лицом своих активов. То есть, если средства получены путем, условно, отмывания средств, уклонения от уплаты налогов, мошеннических схем или превышения служебных полномочий — за них придется отвечать даже после амнистии. А раскрытые активы вполне могут быть арестованы в рамках любого другого уголовного производства, провоцируя тем самым их владельцев договориться о «решения вопроса» или застрять в длительных судебных баталиях, пытаясь такие аресты отменить», — уточняет юрист.

Яровой считает, что пока меры по амнистии капиталов имеют очень сомнительные перспективы на успех. Прежде всего — из-за отсутствия гарантий, что раскрытие новых активов не станет «кнутом» для политически нелояльного для новой власти бизнеса. Кроме того, следует напомнить, пока МВФ против любой налоговой амнистии в Украине, а потому ввести такие меры можно будет только после консультаций с фондом.

«Реальные изменения в законодательство возможны только в ноябре 2019 года — когда будет сформирована парламентская коалиция. А поскольку все или почти все политические партии вероятно контролируются олигархами — внесение таких изменений будет зависеть от их воли и желания внедрять такие правила. Пока же выглядит так, что нормой об амнистии капиталов при существующей политической ситуации и законодательном регулировании смогут воспользоваться только граждане и бизнес, которые убеждены, что они и их активы являются кристально чистыми перед законом», — подытожил эксперт.


AgroPortal.ua по материалам НВ