Амнистия капиталов: какие сложности возникнут в процессе реализации

02 сентября 2019, 15:22 1238

Инициатива налоговой амнистии, которую недавно озвучили в команде Владимира Зеленского, не нова и является достаточно популярным шагом для прогрессивных политических сил. Но во время реализации идеи всегда возникают вопросы.

Об этом заявил советник ЮФ Primelex Евгений Калинин.

Он отмел, что среднюю ставку налогообложения при декларировании предлагается установить на уровне 5%. Ожидается, что размер ставки будет зависеть от вида декларируемых доходов. Например, если часть денег будут вложены в государственные облигации, ставка налога будет снижена. Нулевую декларацию планируется запустить уже с 2020 года.

Обязательное декларирование для всех физических лиц планируется ввести через год-два после проведения налоговой амнистии (то есть с 2021–2022 года). Украинцам предложат «Семейное декларирование», которое будет выгоднее действующей системы налогообложения их доходов. Такая система будет означать оплату налогов за семью в целом.

Евгений Калинин подчеркнул, что попытки внедрить такие меры вызывали много вопросов у экспертов и граждан. В частности, опыт введения налоговой амнистии в 2014 году показал недостаточную разъяснительную работу со стороны государственных органов.

«Тогда формулировки в законопроекте были непонятными и вызвали больше вопросов чем ответов. Кроме того, основной целью введения нулевой декларации и налоговой амнистии является вывод средств из тени и избежание ответственности за недекларирование средств и неуплату налогов за прошлые периоды. В таком случае главной всегда будет ответственность правоохранительных органов за недопущение уголовного преследования тех, кто такие доходы задекларирует.

Вопрос налоговой амнистии — это двустороннее движение, где обязательства государства не менее важны, чем обязательства граждан по декларированию», — уточнил эксперт.

Проблемным вопросом для физических лиц, по мнению Калинина, в первую очередь, будет обязательство отнести деньги в банк, ведь никто не сможет гарантировать стабильность конкретного банка.

«Что делать если банк, куда отнесут свои сбережения украинцы, обанкротится, как это неоднократно случалось? Каким образом государство будет нести ответственность перед конкретным лицом, которое заплатит налог и потеряет все семейные сбережения? Вопросы останутся открытым до официального обнародования законопроекта», — считает он.

Евгений Калинин отметил, что наиболее красноречивым опытом проведения налоговой амнистии является пример Италии.

«Первая полная налоговая амнистия на Апеннинском полуострове была проведена в 1982 году. Scudo Fiscale привлекла 12 090 652 заявителей, что составило 5,15% от налогоплательщиков, из которых 8,5% раньше вообще не платили налоги, а 13,7% уклонились от налогов с дополнительных доходов.

В 2001–2002 годах была проведена компания Decreto Leege, в результате которой, по данным Министерства Финансов Италии в течение 60 дней было репатриировано около €61 млрд и примерно $1 млрд было получено в бюджет в виде налогов», — рассказал он.

Правительство Республики приняло меры по вытеснению из страны швейцарских банков, которые позволяли переводить любые суммы и анонимно управлять счетами, недоступными для итальянских налоговых органов, напомнил Калинин.

«Согласно отчету швейцарского банка UBS за I квартал 2002 года участники амнистии перечислили почти половину средств, выведенных из этого банка, в его дочернюю структуру UBS Italia, то есть на родину. Налоговые сборы выросли на 6,5% в течение 4 месяцев после амнистии. Из них сборы прямых налогов (налог на прибыль) вырос на 5,6% и составил €45,54 млрд», — добавил эксперт.

Он уточнил, что налоговая амнистия носила характер амнистии капиталов, так легализировались финансовые инструменты и капитал, движимое и недвижимое имущество, земельные участки, произведения искусства.

Заявителям предлагалось два способа — репатриация или легализация. Применение того или иного способа зависело от заявителя, допускалось комбинирование обоих способов. Желание заявителя отражалось в декларации. После уполномоченный выдавал сертификат конференционного «вклада» с целью легализации, выступавший гарантом конфиденциальности и закреплял право заявителя на обжалование возможных претензий и расследований в отношении заявленного имущества по фактам, имевшим место в легализации.

«Амнистия сопровождалась усилением мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Например, если раньше штраф за сокрытие капитала или ненадлежащее заполнение декларации составлял от €250 до €2000, независимо от суммы, то после амнистии штраф составлял 5−25% от суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на такую же сумму», — подытожил Калинин.


AgroPortal.ua по материалам НВ.