AgroPortal.ua выбрал для вас топ-пять бизнес-советов от генерального директора молочной компании «Терра Фуд» Георгия Гивишвили и заместителя председателя правления корпорации «Сварог Вест Груп» Инны Метелевой.
О репутации и качестве
Георгий Гивишвили: Украину не знают в мире, а если и знают, то не с самой лучшей стороны. Особенно в Европе украинская продукция воспринимается как продукция очень низкого качества. Почему так произошло, сейчас трудно сказать. Но это нужно признать. И все мы должны работать над популяризацией нашей страны и продуктов, которые производят украинцы. И, безусловно, работать над качеством наших товаров.
Инна Метелева: Украинский аграрный производитель практически не работает с конечным потребителем. Это «расслабляет»: вырастил, продал трейдеру и ни о чем не думаешь. Если же производитель настроится на конечного потребителя, а это премиальный сегмент, продукция с добавленной стоимостью, то заработает больше. На это и нужно ориентироваться. Но помнить, что здесь очень важным будет высокое качество продукции и не только вначале, ведь и конкуренция на таком рынке жестче.
О добавленной стоимости
Георгий Гивишвили: Большинство из того, что мы экспортируем — это коммодити. Но нужно стремиться продавать товары с добавленной стоимостью. Например, можно отправить в любую страну большие куски спредов, местные пропустят их через брикеты, красиво упакуют и продадут в 3 раза дороже. Что нам мешает делать то же самое? Да, это требует больше времени и затрат, но это и даст более привлекательную и долгосрочную отдачу.
О маркетинге в других странах
Инна Метелева: Чем больше Украина работает за рубежом, тем острее становится вопрос коммуникации с потребителями. Поэтому, если производитель намерен продавать продукцию с добавленной стоимостью на внешних рынках с ориентацией на определенную страну или регион, то, безусловно, имеет смысл открывать там свое представительство с локальным менеджментом, причем, 2-3 человек изначально будет достаточно. Если речь не идет о странах СНГ, где мы еще можем друг друга понять, то с другими странами есть определенные различия в традициях, менталитете, вкусовых предпочтениях и т.д. Поэтому не имеет смысла делегировать туда украинский менеджмент и тратить на это дополнительные средства и время.
Георгий Гивишвили: Чтобы выйти на рынки других стран, существует несколько инструментов. Начиная от гибкой системы оплаты и заканчивая пробными партиями товара, к примеру, 500 кг. Люди смогут попробовать, оценить, дадут попробовать своим партнерам и убедятся в качестве вашей продукции. К примеру, недавно мы отправили в Китай йогурты длительного хранения. И китайцы заказали у нас 60 т, и я теперь не могу произвести этот товар в таком количестве.
О финансировании
Георгий Гивишвили: Нельзя растить бизнес за счет кредитов — это просто преступление и мы видим на плачевных примерах, чем это все заканчивается. Сегодня в Украине есть компании, у которых долг к EBITDA — 7,5 и это нормально. Когда в любой нормальной стране 2,5 — это уже кризис. Поэтому в Украине на данном этапе не нужно брать кредиты вообще. Необходимо искать другие источники финансирования. Тем более, нынешняя политика банков этому способствует.
В то же время, украинский производитель должен понять, что прибыль нужно не тратить на дорогие автомобили и другие предметы роскоши, а вкладывать в бизнес, развивать его.
О поддержке села
Инна Метелева: Часть прибыли, как в виде налогов, так и социальных проектов, должна оставаться в региональной экономике. Это содержание и развитие социально-культурной и коммунальной сферы села, занятость населения, что улучшает условия жизни людей. Многие агропроизводители самостоятельно реализуют такие программы в регионах. Но в отечественном АПК есть немалый сегмент «кэшевых» агропроизводителей, которые не задумываются об инвестировании в регионы, где они работают.
Виктория Кот, AgroPortal.ua