Елена, как отбирают персонал в «Агротрейд», компания привлекательна для соискателей?
Елена Ворона: Мы действительно привлекательны для соискателей. Люди идут к нам за стабильностью, возможностями развития и карьерного роста, кто-то стремится попасть в команду высокого уровня и работать над сложными и интересными проектами.
Потому у нас есть возможность брать самых сильных кандидатов. Отбор происходит по утвержденному в компании алгоритму:
1. Краткое телефонное интервью с представителем департамента персонала для оценки кандидата на соответствие главным критериям заявки.
2. Личная встреча в офисе или Skype-интервью с рекрутером для более углубленной оценки опыта, навыков, достижений кандидата и насколько ценности потенциального сотрудника совпадают с ценностями компании.
3. Если интерес обоюдный — встреча с нанимающим менеджером (заказчиком). Для отдельных профессий проводим тестирование, даем небольшое практическое задание.
4. Проверка рекомендаций.
5. Для очень ответственных позиций — встреча с генеральным директором.
6. В случае успешного прохождения всех этапов мы делаем предложение о работе.
Учитывая, что конкурс на вакансию зачастую у нас достаточно высокий, порой мы получаем двух-трех достойных финалистов, из которых сложно выбрать лучшего. В таком случае мы переводим все результаты в баллы, и побеждает сильнейший кандидат. Остальных мы зачисляем в базу данных внешнего кадрового резерва и можем предложить работу позже, когда появится подходящая вакансия.
Могли бы вы рассказать подробнее, как происходит перевод результата в баллы? Какие критерии отбора вы применяете?
Елена Ворона: Баллы присваиваются за соответствие нашим внутренним критериям. Большое внимание мы уделяем ценностям человека, которого принимаем в свою команду, ведь на работе мы проводим больше времени, чем дома. Если кратко говорить о самых важных критериях, то они следующие:
1. Репутация сотрудника имеет первостепенное значение. Для нас очень важно, чтобы в компанию приходили трудолюбивые и порядочные люди.
2. Командный дух, готовность стать частью команды и внести свой вклад в общее дело имеют для нас большое значение. Коллектив — он ведь как человек: принимает себе подобных. Любители побездельничать, посплетничать, переложить свою работу на соседа в компании не приживаются.
3. Мы ценим профессионализм, увлеченность своим делом, постоянное развитие. Аграрный бизнес быстро меняется: технологически, технически и информационно. Без обучения, расширения кругозора и применения инноваций можно быстро оказаться на обочине.
4. Личная ответственность за поставленную задачу, умение выполнять задачи в срок и инициативность также будут большим плюсом для кандидата. Мы платим хорошие зарплаты, обеспечиваем сотрудника всеми необходимыми ресурсами для успешного выполнения своих обязанностей и взамен ждем от своих сотрудников хорошего результата.
5. Важны также системность и организованность человека, умение и готовность работать по правилам и стандартам, так как практически по всем вопросам в компании есть прописанные процедуры с четким порядком действий.
6. Очень ценим бережное отношение к ресурсам компании: к материальным ресурсам, к рабочему времени коллег.
Почему кандидаты стремятся попасть в «Агротрейд» и оправдываются ли их ожидания?
Елена Ворона: По итогам исследования удовлетворенности мы выявили разные мотивы у сотрудников разных департаментов.
К примеру:
- В финансовом департаменте кандидатов привлекают интересные задачи, сложные развивающие проекты, масштаб компании и сильная профессиональная команда.
- В производственном департаменте — масштаб производства, возможность развиваться, повышать свою квалификацию, использовать передовые технологии точного земледелия, расти карьерно, обмениваться опытом с коллегами.
- В отделе учета — работа по международным стандартам учета в системе автоматизации и электронного документооборота.
Большинство наших сотрудников отмечают, что они ценят стабильность, соблюдение обязательств перед сотрудниками со стороны компании, корпоративную культуру, правила и отлаженные процессы. Сейчас это очень важно для кандидатов, так как украинский бизнес редко может предложить людям понятные и отлаженные процессы, качественную адаптацию, системное обучение, культуру обратной связи.
Кроме того, забота о сотрудниках проявляется в таких вещах, как обеспечение питания, наличие спортзала, проведение корпоративных мероприятий, предоставление ссуд и материальной помощи.
Что ожидает тех, кто только начинает свой путь в «Агротрейд»?
Елена Ворона: Мы начинаем объединять людей с их первого рабочего дня. Для каждого нового сотрудника разрабатывается индивидуальный план адаптации — программа введения в должность. Еще до выхода на работу подготавливается рабочее место для сотрудника и все необходимое для его адаптации, заводятся учетные записи.
Также новичку назначается куратор, который помогает адаптироваться, знакомит со спецификой работы. Наша цель — обеспечить человеку поддержку, чтобы он успешно справился со всеми задачами и остался в команде.
Придирчивы ли вы к опыту соискателей при подборе? Из каких компаний предпочитаете нанимать специалистов?
Елена Ворона: Не могу сказать, что «Агротрейд» — придирчивый работодатель. Наша задача — найти «своего» человека. Практика показывает, что правильно подобранный сотрудник, разделяющий ценности компании, находит себя в ней и работает долгие годы. В «Агротрейде» есть традиция поздравлять сотрудников, которые работают у нас 10 лет. С каждым годом таких людей становится все больше.
Показательно, что те сотрудники, которые проработали 3 года, спустя 7 лет в большинстве своем отмечают и 10-летие работы в «Агротрейде».
При найме мы не зацикливаемся на опыте именно в аграрной отрасли и наличии профильного образования. Важно желание кандидата учиться, а как научить, в компании знают. Более того, успешный опыт кандидатов, полученный в других сферах бизнеса, часто является полезным для развития и инноваций. В итоге у нас успешно самореализуются сотрудники из таких компаний, как Группа «Приват», JTI, InBev, УПЭК и т. д.
Мы же со своей стороны обучаем их специфике агробизнеса, даем возможность посещать зарубежные выставки, обмениваться опытом с западными компаниями и привносить лучшие практики в наш бизнес.
Насколько охотно к вам приходят молодые специалисты? Чем вы привлекаете их? Каким образом удерживаете?
Елена Ворона: В «Агротрейд» часто нанимают студентов без опыта работы, сразу после окончания учебы. Для таких сотрудников выделены специальные должности — «точки входа» — с четко прописанным функционалом для выполнения несложных, но нужных задач. Работа на такой должности позволяет студенту получить первый опыт, понять, нравится ли ему выбранная сфера, а компании — рассмотреть наличие у молодого специалиста потенциала и оценить целесообразность дальнейших инвестиций времени и сил.
Если молодой специалист обладает необходимыми качествами, начинается системное обучение — через план обучения, тренинги, кураторство, практические занятия и семинары. Для аграриев из специализированных учебных заведений, например, работает «Агрошкола».
Молодежь привлекает то, что они с первого дня начинают работать по специальности и вовлечены в процесс. Также молодежи интересно работать с новыми технологиями, а не по старинке.
Мы постоянно внедряем передовые практики, современные технологии для автоматизации рутинных процессов. Например, система Cropio — это технология, благодаря которой сотрудники могут видеть на мониторе компьютера, планшета или телефона, как производится посев, уборка урожая, с какой скоростью работает техника, молниеносно фиксировать ее остановку или отклонение от курса.
Растить специалистов — задача не из легких. Сколько времени нужно, чтобы сотрудники становились специалистами после студенческой скамьи?
Елена Ворона: Да, обучение сотрудников — это серьезные инвестиции времени и денег. Мы готовы нести эти затраты, так как в долгосрочной перспективе компания, которая сама воспитывает специалистов, выигрывает. Мы вырастили в компании много специалистов в сфере финансов, учета, трейдинга и производства. Это сотрудники с глубоким пониманием философии, структуры компании, целей и принципов работы, мотивированные на результат и болеющие за компанию в целом. Такие качества нельзя купить на рынке труда.
Ежегодно мы проводим обучение наших специалистов. Недавно учились агрономы. Каждый год они осваивают самые передовые технологии от наших партнеров, чтобы добиться хороших урожаев. Очень ценно, что производители средств защиты растений ежегодно делятся с нами результатами своих научных исследований, передовыми технологиями и мировым опытом.
За что в «Агротрейде» могут уволить сотрудника?
Елена Ворона: Причины увольнения могут быть разные. Обобщая, могу сказать, что увольняем мы «за безразличие» — безразличие к работе, к результату, к правилам и требованиям законодательства и инструкциям компании.
Безразличие — главный недостаток сотрудника. Когда человеку нет дела, мы не можем помочь, научить, исправить ошибку.
Конечно, в вопросах увольнения мы всегда придерживаемся законодательства. Безапелляционно расстаемся с сотрудниками, совершившими хищение, увольняем за пьянство или прогулы. Но в целом, это не частые истории, так как наши сотрудники держатся за рабочее место и дорожат своей репутацией. Сезонные рабочие всегда возвращаются и очень переживают, чтобы их наняли в новом маркетинговом году.
В целом для наших сотрудников важно, чтобы команда работала сообща, слаженно и оперативно. Мы все зависим друг от друга, так как результат достигается только благодаря слаженной командной работе. Если в коллективе появляется кто-то с низкой степенью ответственности, кто не выполняет договоренности, игнорирует запросы, обманывает, этот человек не приживается в компании. Если же человеку не хватает знаний и опыта, это другой вопрос. Ему всегда окажут поддержку, предложат возможность попробовать себя в другом департаменте, где его навыки и способности пригодятся наилучшим образом.
Поделюсь с вами интересной историей. Недавно мы получили информацию от рекрутингового агентства, что когда-то наши конкуренты поставили ему задачу переманить двух наших лучших сотрудников. Удивление хедхантера вызвало то обстоятельство, что сотрудники даже не поинтересовались условиями предложения. Подобные примеры — лучший комплимент в том, что мы делаем правильные вещи в вопросах управления людьми и создаем лучшие условия для их самореализации.
Подобные истории — лучшее подтверждение здоровья организации. Но мы не стоим на месте, проводим исследования удовлетворенности и по их результатам непрерывно внедряем улучшения.
Спасибо за уделенное время.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua