Практический кейс: как украинскому сельхозпроизводителю подготовиться к рынку земли

21 мая 2020, 06:54 4360

Лето следующего года, а именно 1 июля 2021 г., должно стать фактической точкой отсчета открытия рынка земли сельскохозяйственного назначения. А это предполагает масштабную реорганизацию и внедрение новых норм и требований.

Фактическое введение рынка земли уже сегодня беспокоит тех, кто на ней работает: от единоличников и фермеров до больших агрокомпаний. На сегодняшний день очерчены основные этапы открытия доступа к сельхозземлям, впрочем, впереди нас ждет внедрение этих изменений в процедурах и требованиях к купле-продаже.

Озвученная проблематика не является единственной для украинского сельхозпроизводителя. К ней стоит добавить и снижение цен на традиционные культуры из-за повышения конкуренции на международных рынках, и изменения климата на территории Украины, которые вызывают необходимость внедрения новых технологий на полях, и мировой экономический кризис, который безусловно повлияет на потребление пищевых продуктов.

Все эти изменения требуют от представителей украинского агробизнеса повышать экономическую эффективность операционных бизнес-процессов, одним из которых является управление земельным банком.

Для решения задачи управления землями сельскохозяйственного назначения обычно аграрии за рубежом ограничиваются использованием геоинформационных систем, которые могут быть как в виде самостоятельных программ, так и в виде частей программного обеспечения с более широким функционалом. Конечно, для фермера из страны, где сотни лет работает частная собственность на землю, информации о контурах полей и автоматического учета площади будет достаточно. Для украинских же реалий такое программное обеспечение не решает львиную долю проблем: учет документации на земельные участки, контроль состояний договоров, финансовые взаимоотношения с пайщиками, расчет «шахматки» с соседями и т.п.

Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения сделал нашу страну уникальной, где для работы на земле необходимо дополнительно вести учет землеустроительной документации и обеспечивать взаимоотношения с многочисленными арендодателями. Отсутствие такого опыта в мировой практике и привело к отсутствию соответствующих информационных систем. Впрочем, наша родная ІТ-индустрия пришла на помощь аграриям, и последнее время на рынке стали появляться разного рода решения для управления земельным банком.

Принципиально существует несколько видов информационных систем для управления землями сельскохозяйственного назначения: геоинформационные, справочные, учетные и унифицированные. Что касается первых, то, как отмечалось выше, они обеспечивают автоматизацию внесения и отображения конкретных участков на карте, межевание и расчет площади и используются специалистами земельных отделов, а также частично агрономических.

Что касается справочных систем, то они представляют из себя инструмент, который обеспечивает доступ к открытым государственным информационным ресурсам, которые в той или иной степени могут касаться земельных отношений. Обычно это реестры Госгеокадастра, прав на недвижимое имущество Минюста и судебных решений. Очевидным преимуществом этого типа программ является возможность получения информации о владельце, НДО, площади, целевом назначении, судебных обременениях. Справочные системы пригодятся специалистам земельных отделов, однако они в первую очередь представляют интерес для пользователей, которых интересует формирование разовых запросов для одного или нескольких объектов, а вот для работы по учету и систематизации собственного земельного банка не являются полноценным решением. Кроме того, арендатор и так получает большую часть представленных данных из технической документации и договоров аренды.

Учетные же системы, наоборот, предоставляют широкий функционал по работе с участками в разрезе контрагентов, документов, начислений и т.п. Такое ПО формирует настроенные отчеты, адаптированные к потребностям организации, генерирует типовые документы для печати. Прерогатива в использовании такого рода систем принадлежит представителям финансовых служб. Это удобный инструмент, который эволюционировал из широко распространенных бухгалтерских и управленческих программ учета. Основной минус такого подхода — отсутствие визуализации и связей с реальной ситуацией в полях.

Последняя группа информационных систем для управления землями сельскохозяйственного назначения — унифицированные системы, которые, исходя из названия, объединили в себе в той или иной степени инструменты всех указанных выше и могут наиболее эффективно использоваться управленцами, финансовой службой и специалистами земельных отделов. К основным преимуществам также следует отнести возможность работы с любыми типами файлов — от таблиц до контуров KML и т.п. Как следствие, унифицированные системы имеют широкий функционал для эффективной работы земельных отделов по учету, систематизации, визуализации, анализу, получению информации из реестров и т.п. Универсальность такого вида систем и их адаптивность требовали некоторого уменьшения узкопрофильного инструментария, однако на практике этот факт становится недостатком для единиц.

Перед тем, как начинать искать в сети интернет системы для управления земельным банком, советую обратить внимание на особенности внедрения выбранных программных продуктов:

- при отсутствии собственных серверных мощностей вам больше всего подойдут так называемые SaaS-решения, то есть такие, которые работают на удаленных серверах с высокой степенью защиты (такие серверы обычно размещаются в Европе или США, где самые высокие стандарты информационной и правовой безопасности);

- планируете работать в поле — выбирайте решение с готовыми мобильными приложениями, которые значительно оптимизируют работу с мобильных устройств;

- если с системой будут работать не только профильные специалисты, вам подойдет интуитивно понятный и необремененный интерфейс;

- при отсутствии ресурса для внедрения найдите предложение с глубокой сервисной поддержкой;

- в случае необходимости обмена данными с имеющимися в компаниях информационными системами позаботьтесь о возможности интеграции и кто именно будет отвечать за этот процесс: вы или поставщик услуг.

В этом мире не существует однозначного и легкого решения, которое бы подходило всем. Выбор остается за каждым отдельным аграрием, однако следует помнить главное — взяв курс на инновации для вашего бизнеса и рассмотрев основные виды информационных систем, которые помогают управлять земельным банком, следует хорошо осознать ширину и глубину собственных бизнес-задач, которые ставятся перед программным обеспечением, чтобы через год-два не инициировать очередной переход на другую систему.

Таким помощником может стать Электронный землеустроитель FieldBI, который работает как экспертно-аналитическая система и выполняет широкий спектр задач. Среди них — автоматизация учета, визуализация земельных участков и полей на электронной карте, систематизация ведения земельного документооборота и получение информации из реестров.

Кроме того, это инструмент, который упрощает работу с арендодателями, в режиме реального времени отслеживает ситуацию с земельным банком, сопоставляет учетные площади с фактически обработанными и ведет статистику состояния в разрезе отдельных паев, полей, хозяйств и т.п.

Согласитесь, управление собственной или арендованной землей в обработке — это управление сотнями, миллионами, а иногда десятками и сотнями миллионов долларов. На сегодня стоимость гектара арендной земли составляет около $1000. У небольшого хозяйства может быть 1-2 тыс. га, 5 тыс. га. Потерять даже 50 га из них из-за того, что договор не был вовремя зарегистрирован, был своевременно не восстановлен или неверно указаны реквизиты — это потерять $50 тыс., а что говорить о том, когда в аренде есть участки, которые не обрабатываются или используются не полностью и неэффективно, за которые просто уплачивается арендная плата.

Существует много кейсов, когда земельные вопросы не решаются годами. Работа с земельным банком превращается в «пыльный шкаф», который никто не хочет трогать. Электронный землеустроитель FieldBI — как раз тот инструмент, который может решить все эти проблемы — комплексно и качественно.

Система построена на нескольких китах. В ней есть блок полей, блок земельных участков, блок договоров, блок интеграции с публичными реестрами, аналитический блок и т.п. В последнем обновлении уже доступен блок финансов и блок задач.

В «Полях» непосредственно находится информация о полях, в каком они состоянии, не накладывается ли одна граница на другую. Это базовая информация, необходимая для понимания ситуации с земельным банком.

В блоке «Земельные участки» полностью отражена информация об участках, их контурах, реквизитах, площади, где они находятся, в каком пребывают состоянии, накладываются ли на поля, не накладываются ли друг на друга и т.п. Визуально видно все участки, которые пересекают конкретное поле. Все данные попадают в аналитику, где в удобном проанализированном формате четко видно найденные несоответствия и недостатки. Остается поочередно брать их в работу и исправлять.

Блок «Договора» — это набор существенных условий договора. Все эти данные должны быть действительными, как, например, дата окончания договора или дата заключения договора. Система показывает на карте, по каким участкам договоры зарегистрированы, по каким уже не действуют, где требуют перезаключения, какие договоры закончат срок действия в каких годах и многое другое.

Блок «Финансы» включает в себя учет и начисление арендной платы. Это существенное преимущество системы, так как учитывать и начислять арендную плату — достаточно сложный процесс. Система позволяет это качественно и быстро проводить и имеет полную интеграцию с 1С. Поэтому для того, чтобы загрузить данные в систему, понадобится достаточно немного времени. И все — потом только работать и исправлять все несоответствия и наполнять систему новыми данными. Кстати, все данные легко выгрузить и экспортировать в другие программные продукты — как вариант, если нужно использовать контуры полей или участков, или информацию по ним в другой, например, агрономической системе.

«Аналитический блок» включает информацию о том, что происходит с земельным банком: какие поля пересекаются, где отсутствуют договоры, по каким участкам договоры не зарегистрированы или завершили срок действия, какие находятся в аренде, обмене, какие есть отклонения площади фактической обработки от учетной, анализ договоров по целевому назначению, видам земли, годам завершения договоров и т.п.

Раздел «Задачи» позволяет организовать работу по направлению землеустройства просто внутри системы, ставить необходимые задачи соответствующим специалистам и контролировать их выполнение.

Часто бывает, что клиент арендует, например, 2500 га, из них на самом деле обрабатывает на 200-500 га меньше, то есть эти 200-500 га физически не обрабатываются, а часть вообще находится в отдаленных местах, является заболоченной или лесистой. При этом арендная плата начисляется на арендную площадь. Это провоцирует дополнительные затраты.

Электронный землеустроитель FieldBI анализирует все подобные случаи и дает необходимые рекомендации. Именно в этом одно из главных преимуществ системы — это действительно качественная аналитика. Экспертно-аналитическая направленность помогает аграрию получить конкретные указания (что делать в какой ситуации) и встретить открытый рынок земли подготовленным.

Евгений Кугук, CEO & co-founder украинского стартапа «Электронный землеустроитель FieldBI»


Матеріали дозволено використовувати на умовах GNU FDL без незмінюваних секцій та Creative Commons із зазначенням автора / розповсюдження на тих самих умовах (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.uk)