Почему 27-й год земельной реформы в Украине может стать последним

22 марта 2017, 09:00 3415

На этой неделе в Вашингтоне, США, проходит 18-я Международная конференция по вопросу земельных отношений и бедности. Это одна из наиболее авторитетных мировых площадок, на которой определяются глобальные подходы и стратегия управления земельными ресурсами. Особенность нынешней конференции — присутствие в повестке дня профильной сессии, полностью посвященной Украине и украинской земельной реформе.

AgroPortal.ua публикует основные тезисы выступления на World Bank Conference on Land and Poverty главы украинской делегации, первого заместителя министра агрополитики Максима Мартынюка.

 

Статус-кво земельных отношений — это последний рудимент советской экономической системы, который сохранился в Украине. Заезженный тезис о том, что украинская земельная реформа — самая длинная не только в государстве, но и во всем мире, несмотря на свою трагикомичность, к сожалению, никак не стимулирует активизацию ее завершения.

Несмотря на консервативность, которая присуща земельной сфере, Украина прошла огромный путь, сумев создать на осколках колхозов частную собственность на землю. Сегодня мы имеем 27 млн га земель в частной собственности и почти 7 млн собственников этой земли. Единственное, чего у нас нет, — это свободы распоряжения землей. С этим мирились долгое время, но сейчас очевидно, что мораторий — это фактор, который тормозит дальнейшее развитие украинского АПК.

Мораторий на продажу сельхозземель обусловил формирование довольно специфического формата аграрных отношений в стране, где доминируют крупные агропроизводства и где основная форма землепользования — аренда. Вдумайтесь: разве это нормально, когда никто или почти никто не обрабатывает землю, которой он владеет на основании права собственности?

Аграрное лобби в парламенте, вопреки его демонизации, — вовсе не самое большое препятствие земельной реформе. Часть парламента исповедует идеологию популизма, которая подразумевает готовность проголосовать за любой тезис, который позволит выиграть будущие выборы. Именно популисты — драйверы продления моратория, причем в их видении этот мораторий должен длиться вечно.

Аргументы, которые приводят политики, выступающие против открытия рынка земли, мало поменялись за последние 20 лет.

Первый и основной — всю украинскую землю скупят иностранцы или отечественные богачи, а пайщики останутся без средств к существованию, что запустит сверхнегативные процессы в сельских территориях. Вероятность такого сценария даже в теории близка к нулю (у нас нет очереди из иностранцев, мечтающих вложить деньги в украинские земельные ресурсы), но пресечь его очень просто, введя на законодательном уровне запрет на покупку земли нерезидентами и определив максимальный предел концентрации. Такие вводные создадут предпосылки для формирования среднего касса в селе — мелких и средних фермеров, которые дадут работу сельским жителям.

Еще один аргумент за продление моратория — что у крестьян купят землю слишком дешево. При этом озвучивающих этот тезис политиков не смущает, что сейчас, в условиях существования черного рынка земли, цены на этот актив неконкурентные. Тем не менее, опыт восточноевропейских стран, запускавших рынок в нулевых, действительно подтверждает снижение цен на первом этапе с последующим ростом. Чтобы не допустить подобного в Украине, можно стартовать с продажи части государственного земельного банка, на котором и определить рыночные цены на землю. Будет справедливо, если этот риск примет на себя государство, которое уже больше четверти века создает искусственные ограничения для граждан по распоряжению своей собственностью.

 

Несмотря на то, что украинская земля — признанный эталон, ее качество неоднородно. Соответственно, и стоимость наделов в разных агроклиматических зонах может существенно отучаться. Именно поэтому так важно определить на старте бенчмарки и сделать это максимально детально — в каждом административном районе.

И наконец, основной аргумент апологетов моратория — якобы эмбарго защищает права владельцев земли. Социологические исследования показывают парадоксальные вещи. 70% владельцев земли хотят продления моратория и такое же приблизительно количество респондентов хотели бы иметь возможность ею распоряжаться. Источник этого противоречия — недоверие, которое существует в обществе по отношению к власти, безотносительно к персоналиям. Исправить это очень сложно, поскольку приходится иметь дело с накопленным за два десятка лет негативным опытом, но другого выхода нет.

В октябре 2016 года мораторий на продажу сельхозземли в Украине был в очередной раз продлен. Позитив (если можно говорить о позитиве в этом контексте) в том, что он был пролонгирован на короткий срок — на год. Это не закрывает дискуссию о рынке земли и дает шанс на то, что 27-й год земельной реформы в Украине станет последним.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua