В связи с этим компаниям нужно четко понимать, куда двигаться и каким запросам отвечать, чтобы пережить тяжелые времена.
Урок №1: Товары и услуги должны улучшать жизнь людей
Николай Тимощук, генеральный директор компании UFUTURE
Кризис — тяжелый период, поэтому много хороших и конкурентных бизнесов теряют все и не всегда восстанавливаются. С одной стороны, это принцип естественного отбора, когда выживают самые сильные, адаптивные и востребованные. С другой стороны, для предпринимательства — это очень катастрофично. Украина переживает очень много кризисов и определенным отраслям это дается очень тяжело.
В подобных условиях будущее за компаниями, которые будут развивать устойчивую модель бизнеса и решать проблему группы людей, целого сектора или страны. И когда сама суть бизнес-модели компании — это решение ключевой проблемы, то эта модель будет устойчивой и востребованной, а соответственно и прибыльной.
Решение проблемы путем предоставления товара или услуги должно обязательно позитивно влиять на жизнь человечества. Но если бизнес не делает жизнь людей лучше, безопаснее, дольше, здоровее, то в долгосрочной перспективе он лишится увеличения роста потребителей.
Ни одна страна в мире с сырьевой экономикой не стала успешной, богатой и развитой. Украине нужно использовать свой мощный агросектор и инвестировать очень быстро и много в переработку, производя товары с добавочной стоимостью
Агропродовольственный сектор, благодаря денежной массе, может дать серьезный толчок развитию инновационного сектора, который обеспечит выгоду и конкурентоспособность отрасли. Надеюсь, что Украина не будет только аграрной страной, потому что самая главная ценность сегодня в мире — это люди и мозги.
В Украине огромнейшее количество образованных людей и нам важно в сфере интеллектуального труда создавать сам продукт и не быть сырьевым придатком в IT-секторе.
Урок №2: Главное в бизнесе — технологичность и культура
Игорь Гут, сооснователь шведско-украинского проекта DYB Develop Your Business
Классик менеджмента Питер Друкер однажды сказал: «Культура съедает стратегию на завтрак». Какой бы идеальной не была ваша стратегия, если не готова культура — все напрасно. Для инвесторов одним из оценочных показателей компании является вопрос корпоративной культуры.
В Украине есть компании, которые уже в технологическом отрыве. Но если взять в целом показатели «технологичность & культура», то не все эти компании получат высшую оценку. Для крупных игроков самым большим вызовом, который может помочь им оставаться в фазе устойчивого роста и иметь будущее, есть вызов адаптивности корпоративной культуры.
Нужно понимать, что большие инвестиции, идеально выстроенные процессы, инновационные технологии, идеальный продукт — это не всегда то, что нужно. Не всегда лучшие и идеальные в бизнесе прибыльные
В апреле и мае карантин внес коррективы в наши совещания. Мы акцентировали, что главная миссия лидера во время пандемии коронавируса — держать строй. Это удавалось не всем. Планы по оптимизации не должны были уничтожить культуру, нужно было найти компромисс. Очень многие компании бросились менять бизнес-модели и это был большой риск.
Принять подобные решения без ошибок в условиях Украины — нереально. Очень важно привлечение внешней экспертизы для принятия сложных решений и минимизировать ошибки. У лидера в этот период должно быть на столе два плана — что делать в ближайшею неделю и план на 2021 год. Все остальные планы не работают.
Урок №3: Важно потребителя влюбить и погрузить
Марина Булацкая, руководитель проекта «Лавка Традиций» (Сильпо)
«Лавка Традиций» появилась в 2011 году и в основе проекта лежали натуральные продукты, которых раньше нельзя было купить в супермаркете. Через 7 лет мы поняли, что мы создали проект, который работает по принципам устойчивого бизнеса. Со временем мы сместили фокус с продуктов на людей, которые их производят. Смена парадигмы произошла не случайно, а была обусловлена социальными и экономическими изменениями.
Мы провели инвентаризацию наших проектов и в итоге поняли, что «Лавка Традиций» — это не просто 60 торговых точек, а ежегодные фестивали локальной гастрономии, уик-энды производителей в магазинах, собственная крафтовая сыроварня, школа гастробизнеса FoodПросвіта, «Агромандри» — выезды к нашим фермерам.
Производители сосредоточены на продукте, а наша задача — заняться их маркетингом и развитием. С учетом ограниченных маркетинговых бюджетов «Лавки Традиций» мы решили запускать проекты, которые смогут решать маркетинговые, имиджевые задачи, а также вопросы стимулирования и конверсии в реальные покупки
Мы также создали собственную птицеферму в 40 км от г. Днепра — это четыре мобильных птичника со свободным выпасом курей. Проект называется «Мандрівні курі», поскольку раз в две недели птичники перевозятся на новое место, чтобы обеспечить им постоянно зеленую траву.
Урок №4: Образование изменит Украину
Андрей Худо, соучредитель и глава набсовета холдинга эмоций! FEST
Наше основное направление было связано с ресторанным бизнесом, но кризис 2009 года дал понять, что нужно диверсифицироваться и развивать другие направления. Так у нас появился ритейл — «Два кроки». И также со временем мы подошли к масштабному проекту —! FESTrepublic, расширения центральной части города Львова.
В 2015 году мы купили обанкротившийся завод и решили там создать территорию позитивных эмоций и впечатлений. Здесь также находится акселератор всех наших проектов. Мы перенесли на территорию! FESTrepublic пивоварню «Правда», открыли пекарню, «Реберню», кофейный хаб — это как кофейная лаборатория, которая работает для Украины и европейских стран.
Также мы шьем одежду под брендом «Авіація Галичини» и когда началась пандемия коронавируса мы адаптировались к условиям и начали шить марлевые маски. Мы даже получили лицензию на пошив 2 млн масок. Таким образом, как команда, мы адаптировались к поточному кризису и временно сменили профиль бизнеса, а также привлекли 300 людей с офиса и ресторанного бизнеса.
Стратегию бурного роста меняем на стратегию во время неопределенности
Три года назад мы также неожиданно пришли к образовательному проекту, создав школу начальных классов. Мы учим там детей творчеству, плаванью, английскому языку и правильному питанию. В этом году у нас обучалось уже 320 детей.
Урок №5: Будущее за Field/Farm Manager
Алекс Лисситса, генеральный директор ИМК, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», глава наблюдательного совета образовательного проекта «Агрокебеты»
Сельское хозяйство Украины влилось в глобальную экономику мира и сегодня является драйвером не только украинской экономики, но и крупным игроком на глобальном рынке. Соответственно, вопросы, которые стоят перед мировым сельским хозяйством, стоят и перед Украиной.
Сегодня стоит говорить о повышении эффективности и производительности украинских аграриев. Мы можем это сделать за счет масштабности, менеджмента, правильного использования ресурсов и технологического прогресса.
И тут возникает вопрос: чего мы ожидаем от агроменеджера будущего?
Украине необходимо изменить систему аграрного образования, чтобы отрасль не испытывала дефицита квалифицированных специалистов
Это специалист, который должен знать все. Если адаптировать «систему Лобановского» в сельское хозяйство, то, кроме вратаря и главного тренера все полевые игроки должны понимать амплуа другого и заменять друг друга при необходимости, четко работая на командный результат.
Именно таким должен быть и современный агроменеджер. Он должен разбираться в вопросах управления земельным банком, в вопросах управления техникой, следить за качеством, интересоваться инновационными трендами и внедрять наиболее эффективные и производительные технологии в растениеводстве и животноводстве, и тому подобное.
Почему за «Field/Farm Manager» будущее? Количество людей, задействованные в агропродовольственном секторе, будет уменьшаться. Например, хозяйствам уже сейчас не нужен агроном СЗР, им нужен агроном, который не только владеет полным набором агрономических знаний, он должен знать инженерию, в целом, как устроен бизнес. Чтобы получить готового специалиста, а не выпускника вуза с половинчатыми знаниями, аграрные компании меняют учебный процесс с помощью программы «Агрокебеты».
Урок №6: Нужно готовить квалифицированных кадров самостоятельно
Василий Микулин, управляющий партнер Varvar brewery
Производство крафтовой линейки пива под брендом Varvar было запущено в 2015 году. Крафтовая культура в пивоварении в мире сегодня достигла огромных размеров и отбирает в масс-маркета значительную долю. Например, на американском рынке доля крафтовиков составляет 20%. Украина находится на ранней стадии развития этого направления, но есть значительный интерес. Этот год, конечно, нас подкосил, потому что была остановлена работа HORECA, запрещены фестивали, которые являются одним из самых эффективных форматов для продвижения и популяризации нашей продукции. Но за время карантина Varvar удалось выпустить новую линейку баночного пива. Хотя, некоторые крафтовые производители пива карантинный период не смогут пережить.
Покупательская способность влияет на общий тренд развития и задает определенные ограничения и векторы
В своем бизнесе мы столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. Пивоваров первого уровня, которые обладают необходимыми знаниями для создания качественного продукта, не хватает. И мы решили создать образовательный проект, который имел цель подготовить базового специалиста для производства.
Мы потратили 4-5 месяцев для подготовки этого учебного курса и наша задача была в сжатой форме дать все необходимые знания о материалах, сырье, технологиях, оборудование, процессах ферментации, экономическую базу. Уже этой осенью мы проводим седьмой набор в нашей школе. Возможно, в зависимости от ситуации, этот обучающий курс будет проходить онлайн.
Урок №7: Covid-19 создал 10 трендов для бизнеса
Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации
На протяжении трех месяцев мы регулярно проводили опрос бизнеса и данные, которые сводятся к тому, что более 60% компаний потеряли более 50% доходов и лишь 3% смогли увеличить доход. Этот показатель показывает насколько сложно сейчас бизнесу приспосабливаться к новым условиям.
Также почти 70% опрошенных на ближайшее полгода планирует оставить уровень заработных плат неизменным, а 21% — думают над их сокращением.
При этом отмечается, что для того, чтобы вернутся бизнесу до докарантинного развития большинству компании нужно около 1 года, а 20% опрошенных нужно полгода.
Карантин дал понять собственникам бизнеса, что дистанционный режим управления работает и дает немало позитивных факторов для развития бизнеса
Европейская Бизнес Ассоциация выделила 10 трендов:
Диджитилизация — тот бизнес, который работал над этим раньше, быстрее перестроились на онлайн-режим. Остальным понадобилось больше времени и ресурсов для того, чтобы это сделать.
Оптимизация бизнес-процессов и офисных помещений — многие увидели, что не смысла платить за неиспользуемое пространство и начали искать более гибкие форматы.
Симбиоз: работа в офисе и из дома — вынужденный тренд, который показал свою эффективность. Привычки формируются за 21 день и карантин позволил сформировать устойчивую привычку.
Бесполезность средне- и долгосрочного планирования — после трех месяцев карантина даже крупные международные компании отказываются от долгосрочного планирования до конца года.
Усиление электронной коммерции — данный тренд будет активно развиваться в ближайшие годы
Изменение на рынке труда — переход от оплаты сотруднику за время на осуществление задачи на оплату за результат.
Усиление коллаборации бизнесов — нужно находить способ устойчивости в бизнесе, зарабатывать прибыль и в этом вопросе нельзя не обойтись без коллаборации бизнесов.
Обучение, ТОП фокус дабы быть конкурентоспособным.
Развитие новых профессий, услуг, сервисов — этого невозможно избежать. Сейчас мы проходим процесс трансформации и адаптации к новой реальности и пока в полном объеме тренд не раскрылся, но он будет набирать обороты.
Осознание важности команды — от слаженности команды зависит результат, грамотный лидер будет ценить и отмечать каждое достижению и идею, чтобы команда чувствовала мотивацию.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua