Суд очередной раз перенесен из-за неявки ответчика (Госрезерва). Владимир Линник возглавлял институт, который является отраслевым при Госрезерве, на протяжении 4-х лет, ранее работал заместителем министра промышленности Украины и многие годы руководил крупнейшими предприятиями химической отрасли, высказал AgroPortal.ua свое виденье ситуации вокруг Госрезерва.
Основная уставная функция института — контроль качества товаров, закладываемых в Госрезерв на хранение (дизельное топливо, бензин, мясо, консервы, сахар и т. д.). Наличие института в подчинении Госрезерва в нынешнем виде наносит миллиардные убытки государству. Нигде в мире (кроме России) не существует институтов в составе госрезервов, анализ качества товаров осуществляют независимые лаборатории. В нашем случае институт контролирует работу Госрезерва в части качества товаров и одновременно ему же и подчиняется. Это является прямым источником коррупции, поскольку председатель Госрезерва может административно непосредственно оказывать влияние на окончательные заключения института относительно качества товаров, предварительно закупленных Госрезервом.
Так, например, в 2009-2010 годах в Госрезерв были осуществлены «бестоварные» поставки на сумму полтора миллиарда гривен (это еще по старому курсу доллара), т.е. по команде Госрезерва по единичным образцам институт подтвердил эти объемы и качество, хотя в действительности никто ничего не поставлял, но деньги государство перечислило за несуществующий товар. Виновных пока нет! Таких примеров, к сожалению, очень много.
Министерство экономики сделало робкую попытку разрубить этот коррупционный узел, подготовило проект распоряжения Кабинета Министров о передаче института Министерству экономразвития, но этот процесс заблокировал председатель Госрезерва Вадим Мосийчук. Видимо, ему нужен «карманный» институт, который выполняет его приказы, а не делает объективный анализ качества товаров. К тому же анализ качества — это функция обычной лаборатории, которых в стране очень много, а не научно-исследовательского института.
Исходя из этого понимания, четыре года назад в институте зародилось новое научное направление — нанобиотехнологии. Решением Консультативного Совета глав госрезервов стран СНГ, которому предшествовала работа десятков научно-исследовательских институтов, признана важность этого направления для системы госрезервов в целом, и Украина здесь играла ведущую роль.
Например, применяя уникальные органические микроэлементные комплексы, разработанные учеными института, можно обогащать продукты питания, которые особенно для Госрезерва должны иметь улучшенные свойства, поскольку люди, попавшие в чрезвычайные, стрессовые ситуации, чтобы защитить себя от болезней, должны употреблять не обычную, а обогащенную микронутриентами пищу. Важность этих разработок для украинской армии официально подтверждена министром обороны Полтораком С.Т.
Дезинфектанты нового поколения, полученные с помощью нанотехнологий, успешно зарекомендовали себя в Центральном военном госпитале во время «Иловайской трагедии». Кстати, дезинфектанты — это позиция номенклатуры Госрезерва. В направлении нанотехнологий по инициативе института выполнялись бюджетные темы с более чем 30-ю научно-исследовательскими институтами Украины; по заданию Кабмина институт стал головной организацией по выполнению «Комплексной программы обогащения продуктов питания с целью профилактики профзаболеваний для работающих во вредных условиях». Академик Борис Патон высоко оценил и поддержал эту программу.
Институт получил широкое международное признание, стал сателлитным центром института микроэлементов ЮНЕСКО, установил научные связи с 25-ю странами мира. Но, к сожалению, все эти работы, которые имеют огромное значение для будущего Украины, сегодня приостановлены, из-за чего страна несет огромные экономические и имиджевые потери. Вот один из ярких примеров. Во время официального визита Президента Петра Порошенко в Казахстан 9 октября 2015 года от имени правительства Украины был подписан «План действий» Украина-Казахстан на 2015-2017 годы, который имеет статус межгосударственных обязательств.
Исполнителем трех пунктов с украинской стороны по направлению нанобиотехнологий является УкрНИИ нанотехнологий. Однако этот институт как таковой через три месяца был уничтожен, уволены все ученые, которые занимались этим научным направлением, даже институт был переименован. Но обязательства Украины перед Казахстаном остались, договор не денонсирован, тем более казахская сторона уже понесла затраты.
Возникает вопрос: как можно было руководству Госрезерва без согласия вышестоящих организаций делать шаги, которые ведут к невыполнению межгосударственных обязательств, потере имиджа Украины на международной арене и почему за это никто не несет никакой ответственности?
После назначения Вадима Мосийчука на должность председателя Госрезерва он начал требовать от меня и своих подчиненных немедленного выполнения работ, связанных с закупкой «литовского» дизельного топлива. Поскольку это требование было незаконным, т.к. топливо с гарантийным сроком хранения 1 год не может закладываться в Госрезерв Украины, я отказал ему в этом и устно, и письменно. Сразу же началась «охота» на меня с целью увольнения. Была создана ведомственная комиссия Госрезерва, сфабриковавшая акт проверки, который мне вручили вместе с приказом об увольнении, не удосужившись даже предварительно ознакомить с содержанием акта. Тут же меня публично на всю страну объявили коррупционером, хотя в последующем МВД и Прокуратура тщательно проверили этот акт, не нашли никаких нарушений и выдали соответствующий документ.
Пока председатель Госрезерва не принес извинений мне за оскорбление чести и достоинства и, похоже, не собирается этого делать. Мой случай — это яркий пример часто используемой г-ном Мосийчуком схемы по расправе с неугодными под видом борьбы с коррупцией. Например, подобным образом был уволен директор комбината «Рекорд» Андрей Разуваев за то, что отказался принимать на хранение некачественное топливо. Руководителя, который отказывается выполнять незаконные приказы, председатель Госрезерва «назначает» коррупционером и увольняет, хотя ни одного случая коррупции, подтвержденной потом правоохранительными органами, пока нет.
Более тяжелые последствия для страны с институтом. В этом случае г-ну Мосийчуку пришлось уволить не только меня, но и уничтожить все научное направление нанобиотехнологий. Желание в ручном режиме руководить институтом оказалась выше.
Вместе с тем, председатель Госрезерва не выполняет свои уставные функции, в результате чего склады Госрезерва пустые, на многих предприятиях хранится некондиционный товар. За время работы г-на Мосийчука установлен своеобразный антирекорд по закладке товаров в «закрома Родины». Примерно полмиллиарда гривен остатков денежных средств на счетах Госрезерва не превращены в товар, обесценены в результате девальвации гривни, государству нанесен ущерб около 100 млн грн.
Что касается реформ, то их наличие не подтверждено ни одной вышестоящей организацией Госрезерва, т.к. их в действительности нет. Есть только громкие пиар-акции на эту тему, единственным автором которых является сам Вадим Мосийчук.
Так, «Концепция реформирования Госрезерва» даже не утверждена Министерством экономики. Проект Закона «О стратегических резервах» имеет грубые концептуальные ошибки и, в принципе, нежизнеспособен. Попытки председателя Госрезерва поручить самому себе выполнять Евродирективу по накоплению нефтепродуктов являются незаконными, поскольку полномочий на выполнение этой работы Госрезерву никто не давал. Попытки создания холдингов по зерну и нефтепродуктам противоречат курсу правительства на децентрализацию. С экономической точки зрения эта идея утопическая, поскольку предприятия, переходя из статуса государственных организаций в государственные предприятия, должны будут платить налог на землю, что для периферийных предприятий нереально. С военно-стратегической точки зрения такая идея является весьма опасной, т.к. направлена на снижение обороноспособности страны. Ведь вывести со строя одно предприятие (например, посредством хакерской атаки) легче, чем несколько. Вот и все реформы.
В результате такого краткого анализа мы приближаемся к вопросам: какую базовую подготовку, опыт работы, моральные качества должен иметь человек, который руководит Госрезервом страны? поэтому важно, чтобы назначение нового председателя Госрезерва проходило не келейно, а публично с участием специалистов и общественности.
Владимир Линник, доктор технических наук, бывший генеральный директор Украинского научно-исследовательского института нанобиотехнологий и ресурсохранения (сегодня УкрНИИ «Ресурс»)
Личный взгляд автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.