Смена потребительских настроев, динамично растущий уровень населения и изменения климата поставили перед сельским хозяйством множество новых вызовов. Вместе с тем, развитие новых технологий позволило аграрием адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования.
Сегодня при помощи таких технологий, как Искусственный Интеллект (AI), Интернет вещей (IoT), дата-центров, облачных решений и многого другого, аграрии смогли автоматизировать большинство процессов, снизить риски потерь урожая, увеличить продажи и начать планировать на длительную перспективу. Большую долю в работе аграрного сектора начали играть социальные сети, которые стали чуть ли не основной площадкой для рекламы и продвижения своих продуктов.
Украинские агропроизводители также смогли адаптироваться к новым технологиям и диджитал-решениям. Ко Всемирному дню Интернета они рассказали AgroPortal.ua, как с приходом цифровизации изменился их подход к работе и что им дал Интернет:
Михаил Шевченко, собственник небольшого фермерского хозяйства по выращиванию стручковой фасоли органическим методом:
Когда мы только начинали свой бизнес и прописывали бизнес-план, то основное направление в маркетинге и продвижении своей продукции делали на Интернет и digital-инструменты, такие как таргетированная реклама и видео-контент. Для первого года мы не делали полноценный сайт, а только создали бизнес-страницу в социальной сети Facebook. С ее помощью мы изучали спрос, целевую аудиторию, привлекали лидеров мнения и микроблогеров, с помощью которых рассказывали о своей продукции — стручковой фасоли, выращенной органическим методом. Да, бесспорно, впоследствии начало уже работать и сарафанное радио, но на начальном этапе делалась ставка только на digital. Интернет позволил нам найти новых клиентов гораздо быстрее и получить гораздо больший охват аудитории. А также лучше отслеживать потребности наших клиентов. Мы уверены, что в следующем году наша продукция найдет еще больше покупателей в Интернете.
Сначала было очень сложно. Нам нужно было морально перестроиться и осознать, что мы не будем ездить на оптовый рынок и там продавать свою продукцию по минимальной цене. Также нам нужно было поддерживать свою активность постоянно, быть с клиентами на связи 24/7 и быть готовыми ответить на любой вопрос, даже если это не касается нашей фасоли. Но со временем мы привыкли к этому, и в какой-то момент это уже стало привычкой. Клиент спрашивает, заказывает доставку, а на следующий день мы уже отправляем свежую продукцию почтой. Согласитесь, это же круто.
Во-первых, в этом году мы только запустились, начали с нуля. Поэтому через Интернет мы изучили спрос на стручковую фасоль и нашли своих клиентов. Нужно заметить, что многие люди практически не разбираются в том, что такое качественная спаржевая фасоль, чем она отличается и как ее выбирать. Мы все привыкли покупать ее в переходе метро у бабушки — твердую, перезрелую и безвкусную. А то, что на самом деле в европейских странах спаржевую фасоль принято собирать до момента формирования твердых волокон — об этом практически никто не знает. Поверьте, в таком виде она гораздо вкуснее. Поэтому мы занимались и формированием спроса. Во-вторых, в следующем сезоне мы ожидаем значительное увеличение количества клиентов и, естественно, на еще большую популяризацию своей компании и узнаваемость. И все это благодаря digital-инструментам.
Возможно, в следующем сезоне мы запустим свой сайт, основной целью которого будет просветительская функция. И уже тогда будем подключать дополнительные инструменты, например, такие как контекстная реклама.
Павел Романчук, бренд-менеджер направления почвообрабатывающий техники компании «Экипагро»:
Распространение и популяризация Интернета как одного из важных инструментов в продвижении товаров на рынке и расширении аудитории дала нам возможность расширить покрытие и свое присутствие даже в достаточно отдаленных уголках нашей страны. Это позволяет нам генерировать заинтересованность и выявлять потребность в наших продуктах значительно сокращая бюджет на маркетинговые мероприятия такие как дни поля, участие в локальных выставках и разного рода конференциях.
Так как соцсети давно стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека, интегрировать бизнес стало жизненно важной необходимостью. Очень часто посты уважаемых аграриев или людей из отрасли становится хорошей площадкой для обсуждения проблематики того или иного вопроса. Отвечать на запросы и консультировать потенциальных покупателей в онлайне не составляет никакой проблемы.
Благодаря диджитализации аграрная отрасль становится более открытой. И это очень позитивная тенденция. Сейчас имея на руках девайс, подключенный к Интернету аграрий может получить доступ к информации, которую ранее он мог получить только путем проб и ошибок на своем личном опыте и это, безусловно, дало позитивную динамику для таких коммерческих структур как наша. Так как мы делаем упор на энергосберегающие технологии, щадящие почву, повышающие плодородие нашей почвы, а это все достаточно долгоиграющий процесс, который пока готово пройти очень малое количество практикующих фермеров. Тут как раз разные Интернет-источники работают в нашу пользу. Так как мир открыт сейчас и благодаря этому человек рассматривая определенные нововведения имеет намного больше информации, которую он использует для принятия окончательного решения. Мы видим, что многие компании, как и наша активно идут в сторону продвижения в Facebook, YouTube и других Интернет-ресурсах, так как это более детально позволяет объяснить кто мы, что мы хотим предложить, какие выгоды даст фермеру сотрудничество с нами.
Клеман Кусан, генеральний директор Agro KMR:
Видимость в Интернете сегодня важна, поскольку мы находимся в глубоком изменении менталитета: теперь даже бабушка может бросить нам вызов в Facebook. Обобщение смартфона — это также аспект, который следует учитывать. пример: компании, зарегистрированной в картах Google, всегда легче найти в GPS смартфона. Наша компания развивается, и мы внедряем новые технологии.
В условиях большой конкуренции компании стремятся применять в своей коммуникационной деятельности новые информационные технологии. Одна из них — это сайт. У нас также есть свой официальный сайт с информацией о нашей компании и ссылкой на нашу торговую тендерную площадку АPS. Наша торговая платформа открыта, и тем, кто желает с нами работать, нужно только зарегистрироваться и следить за электронной почтой. Благодаря тендерной площадки наша база поставщиков увеличилась. Также процедура закупок нашей компании стала открытой, прозрачной и доступной.
Facebook также позволяет нам быть ближе к наибольшему количеству и объяснять нашу деятельность широкой аудитории, он также позволяет охватить молодое поколение, которое является последователями социальных сетей, но которых особо привлекает земледелие. Но благодаря проекту Digital Farming мы предоставляем возможность студентам пользоваться нашими данными и программным обеспечением Trimble.
Юрий Бойко, менеджер по продажам компании «Альфагро»:
В наше время уже никого не удивишь тем, что почти все можно найти в Интернете. Ранее, Интернет и сельскохозяйственный бизнес были явно не в самых лучших отношениях, но сейчас все кардинально поменялось и дальше будет еще больше меняться. Фермер в Украине все чаще начинают искать товар в Интернете. Также выросло количество новых молодых фермеров, которые прекрасно ориентируются в Интернет-пространстве и порой им проще найти нужную информацию там, чем в печатных каталогах, которые мы им привозим. Компания «Альфагро» начала свою работу с Интернет-инструментами несколько лет назад, когда еще мало кто делал ставку на это. В плане роботы, сейчас мы не представляем ни одного нашего рабочего дня без того, чтобы не использовать Интернет для рекламы, будь то посты в социальных сетях или почтовая рассылка акционных предложений.
Сложностей не возникает, если над этим регулярно работать. Скорее это не сложности, а рабочие моменты, которые нужно постоянно решать. Для этого мы пользуемся услугами стороннего подрядчика, который занимается нашим маркетингом и продвижением. Для нас это более комфортный и удобный вариант, чем заниматься этим самим. Я же, как менеджер и представитель компании-заказчика, всегда стараюсь предоставить как можно больше полезной информации — живые фотографии или видео работы техники в полях, наших продукции в работе у клиентов, выставки и так далее). В последнее время общение с клиентами чаще происходит онлайн на сайте или же в Facebook. Это очень удобно и для нашего клиента, и для меня, как менеджера.
Украина большая страна, и физически охватить клиентов по всем регионам просто нереально. И только Интернет дает возможность заявить о себе и достучаться до тех уголков, где никогда не бывал. Компания «Альфагро» поставляет европейскую технику и специфическое оборудование. Это не обычный масс-маркет, который найдешь в обычном интернет-магазине. Поэтому наш сайт — это онлайн-каталог, который дает клиенту полноценную информацию о том, что мы продаем. На сегодняшний день, нам часто звонят и говорят, что мы увидели Ваш товар на сайте, не догадывались, что он есть в Украине, и хотим его приобрести. И число такого рода обращений и, естественно, продаж с каждым днем увеличивается. За этим будущее, хотим мы этого или нет. Что касается Facebook, то большинство фермеров сейчас зарегистрированы в этой социальной сети и каждый день просматривают новостную ленту. Это еще одна возможность общаться со своей целевой аудиторией. Поэтому у нашей компании есть своя страница, где есть весь предлагаемый ассортимент, и полезные статьи по агрономии, и просто информационный контент про аграрную отрасль. Я считаю, что возможности Интернета для нашего бизнеса используются еще не на все 100%. Нам еще есть куда расти. Поэтому мы всегда будем стараться идти в ногу со временем и активно использовать существующие интернет-инструменты, так как это, однозначно, дает эффективный результат.
Андрей Таранов, основатель «Агро-Смарт Украина»:
Работа изменилась значительно: намного быстрее и проще находить как поставщиков, так и покупателей. Раннее покупатели с/х продукции на местном уровне злоупотребляли — цену давали ниже рыночной, сейчас это встречается очень редко, так как очень просто через Интернет мониторить цены.
Нам было не сложно, онлайн упрощает коммуникации. Практика показывает, что многим комфортнее общаться в онлайн режиме. Огромный плюс в открытии электронных реестров — то, что раннее знали избранные (по участкам земли и арендаторам) теперь стало общедоступным. Легко проверить наличие земельного участка, наличие договора аренды и т д. Кроме этого появилась возможность проверять информацию о владельцах с/х техники.
Алексей Грушко, директор «Вариант Агро Строй»:
За последние 4 года рынок диджитал значительно увеличил пенетрацию в регионах. Это явление объясняется «смартфонизацией» населения. Более 70% украинцев являются активными пользователями Интернета. Рынок интернет-услуг развивается очень активно, предлагая все более новые и эффективные инструменты взаимодействия с целевой аудиторией. Безусловно, мы активно используем все эти инструменты в реализации своей маркетинговой стратегии.
В плане перехода у нас не было «квантового скачка» — мы присутствовали в Интернете с самого начала. На текущий момент наблюдаем более высокую активность наших заказчиков в Интернете. Следуя изменениям рынка, мы просто меняем акценты с печатных площадок на цифровые, но не отказываемся от традиционных инструментов полностью, просто комбинируем. Нам сложно не было, т.к. всегда использовали маркетинг-микс, комплекс различных инструментов для коммуникации с нашим конечным потребителем.
К основным преимуществам можно отнести актуальность и скорость подачи информации нашей аудитории. Благодаря Интернету, мы можем оперативно доносить нашим заказчикам новости о наших изменениях, новинках, планах развития. К примеру, при размещении в печатных СМИ, от момента подачи материала до его появления в дистрибуции проходит около 2 недель. Благодаря Интернету, наша коммуникация сократилась до нескольких минут. Ещё одно преимущество — оперативная обратная связь от наших потребителей, мы можем генерировать 2-стороннюю коммуникацию на большом количестве площадок: сайт, социальные сети, онлайн бизнес площадки и т.д.
Валерий Дуда, директор компании «Флексмаш»:
Мы занимаемся производством промышленного оборудования для фасовки жидких продуктов, таких как: технические масла, жидкие удобрения, промышленная и бытовая химия и т.п. Свою деятельность начали, когда Интернет-ресурсы уже набрали больших оборотов. Однако с каждым годом мы замечаем, что инструментов для продвижения нашей продукции в Интернете становится больше и они становятся более интуитивными. Клиенты становятся более требовательными к подаче информации.
Наша ниша — это специализированное оборудование, направление очень узкое и целенаправленное, в связи с этим направление социальных сетей на данный момент не развиваем. А вот что касается общения в режиме онлайн тут подстраиваемся под современные тенденции. Ведем общение с клиентами во всех доступных социальных сетях, современный смартфон есть у каждого, в один клик можно отправить ссылку на видео в YouTube, отправить всю необходимую информацию, как информативного плана, так и технического назначения. Учитывая тенденцию клипового мышления, онлайн-ресурсы способствуют улучшению процесса общения с клиентами.
С повсеместным ростом цифровизации процессы ведения значительно ускорились и упростились. В первую очередь это возможность представить свою продукцию на мировом рынке. Доступ к Интернету есть практически в каждом уголке нашей планеты, поэтому сайты с продукцией доступны во всем мире. Это значительно упрощает процесс поиска партнеров и клиентов. Получение информации стало очень доступным, быстрым и дешевым процессом.
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua