Достаточно эффективной в 2018 году оказалась программа возмещения стоимости саженцев в рамках программы «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними». За первое полугодие 2018 года было выделено 72,1 млн грн для 56 предприятий на закладку более 1200 га насаждений.
Программа дала результат и для развития нишевых рынков: производства малины, орехов, голубики и т.д. Еще один дедлайн подачи документов по этой программе будет в октябре, и в Минагропроде ожидают не меньшее количество заявок.
Почему программа сработала? Несмотря на большое количество необходимых документов, сама программа была востребована производителями. Сравнение экспорта продукции садоводства и ягодоводства за первые 5 месяцев 2017-го и 2018 года указывает, что поставки за рубеж свежей земляники выросли на 9%, экспорт мороженой малины, ежевики, плодов шелковицы вырос на 53%, а мороженой клубники — на 46%. Агропроизводители наращивают производство, поэтому активно закупают посадочный материал. И компенсация от государства до 80% стоимости саженцев в этом здорово помогает. Другим важным фактором успеха программы стало то, что компенсация стоимости распространялась и на импортный посадочный материал, то есть агропроизводитель не был ограничен в выборе саженцев.
Можно ли улучшить программу? Следующим шагом поддержки садоводческой отрасли может стать нацеленность на добавленную стоимость продукции, ее переработку или заморозку. Рассмотреть вариант помощи в маркетинге, активного внедрения понятия «географическое указание происхождения товаров» в экономическую жизнь, и экспорте самой продукции, оставляя при этом часть средств непосредственно на расширение сырьевой базы (на покупку посадочного материала).
Остальные три большие программы господдержки показали гораздо меньшую эффективность, а с миллиарда, выделенного на поддержку фермерства, вообще не было использовано ни одной гривны.
Компенсация стоимости техники украинского производства. По программе компенсации стоимости сельскохозяйственной техники из 945 млн грн в первом полугодии было использовано 177 млн грн при достаточно простом механизме реализации.
В чем сложность программы? Агропроизводителю сначала необходимо заплатить 100% стоимости техники, найти 1 млн гривен на трактор, купить его и только потом можно будет рассчитывать на компенсацию. Та же проблема и у фермеров: несмотря на компенсацию 40% стоимости постфактум, необходимо сначала найти деньги на покупку техники.
Слабые места программы
1) Слабо развитое, не модернизированное отечественное производство самоходной техники и соответственно низкий спрос на нее (тракторы, комбайны, самоходные опрыскиватели). В прошлом году с помощью этой программы было приобретено только 81 трактор и 1 отечественный комбайн, в то время как только тракторов в 2017 году было импортировано 86445 шт. (по данным Госстата).
2) Отсутствие возможности использования финансовых инструментов приобретения техники — лизинг или кредитование.
Как сделать программу более эффективной:
1) Заморозить локализацию производства техники на уровне 30-40%.
2) Расширить перечень финансовых инструментов приобретения техники.
3) Рассмотреть возможность адресной поддержки непосредственно производителям сельскохозяйственной техники под локализацию по принципу возмещения/компенсации тела кредита, как для животноводов, или беспроцентное кредитование, или стимулировать к кооперации с иностранными производителями, соблюдая уровень локализации.
Программа по поддержке животноводства. Направление с наибольшим финансированием, но результаты этой программы указывают на то, что 4 млрд грн в этом году использованы не будут, ведь по состоянию на 3 августа (по официальным данным Минагропрода) фактически выделено 268 млн грн (компенсация процентов — 241 тыс. грн, компенсация по кредитам — 1,9 млн грн, дотация на стадо — 259 млн грн, за молодняк — 6,7 млн грн), плюс возмещение стоимости объектов животноводства (30%) — 220,1 млн грн.
Как сделать программу более эффективной:
- изменить условия кредитования государственными банками с возможностью отсрочки платежей на начальном периоде;
- ввести частичную компенсацию расходов на рабочий капитал, рефинансирование, производственные затраты животноводов.
«Фермерский миллиард». Неэффективность программы по поддержке фермерства сами агропроизводители в своих многочисленных заявлениях связывают с административной сложностью оформления заявки на государственную поддержку.
Почему не сработала программа?
- ограниченный доступ фермеров к кредитным ресурсам — основная сумма из миллиарда (а именно 500 млн грн) была заложена именно под кредитование;
- сложность административных процедур оформления заявки на получение средств по господдержке;
- ограничение доступа к иностранной селекции семян и выбору посевного материала.
Как сделать программу более эффективной:
- ввести микрокредитование: государство покрывает проценты (или устанавливает на такие кредиты 0% ставку и осуществляет кредитование исключительно через государственные банки) и предоставляет отсрочку на уплату кредитных платежей;
- открыть доступ к семенам иностранной селекции;
- упростить механизм подачи документов, централизовать его по примеру ЦПАУ, «единого окна», официального сайта или другим способом.
Как поддерживают фермеров в других странах?
В Германии и ряде европейских стран действует программа стимулирования молодежи заниматься фермерством, предоставляя дотации на гектар обрабатываемых земель. В США аграрии могут дополнительно получить субсидии и дотации от государства за реализацию на производстве инновационных проектов, введение энергосберегающих технологий, производство биотоплива и др. в рамках работы Министерства сельского хозяйства США (USDA). Также в США действует так называемый «грант на добавленную стоимость» (Value Added Producer Grants), которым предоставляются средства для «перенастройки» собственного производства на продукцию с добавленной стоимостью, для рекламы и маркетинга продукции и даже частично для покрытия заработных плат и проведения инвентаризации.
Итоги государственной поддержки АПК можно будет подводить в конце года, однако уже сейчас стоит думать о том, как оптимизировать процесс доступа аграриев к программам государственной поддержки, заменить механизмы на более действенные, предварительно согласовав их с реальным сектором. По результатам первого полугодия очевидна необходимость распространения информации о доступности введенных программ, ведь многие агропроизводители, имея негативный опыт «общения» с налоговой после получения госпомощи, сейчас не верят в нее. Также важным шагом со стороны Минагропрода является налаживание диалога с банковской сферой для улучшения механизма кредитования с более «мягкими» условиями: отсрочкой платежей, беспроцентными кредитами на первый период, долгосрочным кредитованием, микрокредитованием и другие.
Олег Нестеров, специалист по вопросам сотрудничества с органами государственной власти ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»