AgroPortal.ua задал ему несколько вопросов относительно работы подкомитета и новых законопроектов, которые в ближайшем времени планируется передать на рассмотрение парламента.
Олег Иванович, как вы чувствуете себя в новой для вас роли председателя подкомитета?
Олег Кулинич: Чувствую себя абсолютно нормально. Разве что добавилось немного обязанностей и хлопот. Уже провел первое заседание подкомитета, обсуждали законопроект №4455, который дает право иностранным инвесторам приобретать в собственность земельные участки несельскохозяйственного назначения. Заседанием, правда, это можно назвать условно, поскольку члены подкомитета состояли в кулуарах Верховной Рады. Решили, что всем так будет удобнее — вышли из сессионного зала, обсудили необходимые вопросы, нашли общий язык. Ведь нам совершенно не нужно устраивать какие-то пышные мероприятия при свете прожекторов и перед камерами, этого пафоса с головой хватает в сессионном зале. Для нас главное — чтобы важные земельные законопроекты были качественно подготовлены, оперативно проходили через Комитеты ВРУ и выносились в сессионный зал. На это и будет направлена моя работа в подкомитете, а не на ненужный пиар. Поэтому настроен в первую очередь не столько на публичную, сколько на конструктивную работу. Если у депутатов не получается провести заседание, это можно сделать и в кулуарах, и по скайпу или вайберу, главное – чтобы вопрос был решен.
Это назначение стало для Вас неожиданностью?
Олег Кулинич: Ну я не могу сказать, что это полная неожиданность, но эту должность я себе не выбивал. Ведь нужно понимать, что это не статусная и не имиджевая должность, а скорее дополнительная ответственность, дополнительные обязанности по координации законодательной работы. С некоторых пор предыдущий руководитель земельного подкомитета перестал появляться на заседаниях Аграрного комитета, не вел работу в подкомитете. Естественно, члены Комитета посчитали, что такая ситуация не является нормальной и предложили переизбрать председателя подкомитета. Мою кандидатуру внес коллега Валерий Лунченко, другие члены Комитета ее поддержали. Постараюсь оправдать их доверие.
Кстати, а когда будет решен вопрос с переизбранием председателя Аграрного комитета? Ведь предыдущий его руководитель Тарас Кутовой практически полтора месяца находится на должности министра. Уже есть какие-то конкретные кандидатуры?
Олег Кулинич: Думаю, этот кадровый вопрос обязательно будет решен до конца текущей сессии, который уже не за горами (22 июля 2016 г. — Ред.). Более четкие сроки назвать сложно, да и это не в моей компетенции. Что касается конкретных кандидатур, то я бы сказал, что есть определенный круг претендентов на эту должность, но пока это все больше на уровне разговоров. Ситуация может быть переиграна в любую сторону, и в чью именно — я, честно говоря, сейчас прогнозировать не берусь. Поэтому давайте еще немного подождем.
Вернемся к законодательной работе. В начале разговора Вы вспомнили о законопроекте №4455… Можете более подробно на нем остановиться?
Олег Кулинич: Законопроектом «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно права собственности иностранных инвесторов на землю)» предлагается упростить для совместных предприятий процедуру приобретения земельных участков государственной и коммунальной собственности. Ведь если иностранный инвестор пришел «всерьез и надолго», конечно, его естественное желание — приобрести землю в собственность, а не взять в аренду. И это он может сделать, если участок находится в частной собственности. Еще раз напоминаю, что речь идет не о сельскохозяйственных землях. Но для покупки участка, который находится в собственности государства или местной общины, иностранному инвестору, согласно ныне действующей процедуре, необходимо получить согласование у Кабинета Министров. Эта процедура обычно растягивается на месяцы или даже на годы, а зачем инвестору вкладывать деньги в экономику страны, где он не может решить даже такой, казалось бы, элементарный вопрос? При этом данную норму относительно согласования с Кабмином многие успешно обходят: достаточно, чтобы участок приобрело юридическое лицо со 100% украинским капиталом, а потом — продало долю в своем уставном капитале нерезиденту. Но многие инвесторы не заинтересованы в том, чтобы искать в нашем законодательстве какие-то лазейки, пускай и формально легальные. Поэтому они пойдут в ту страну, где смогут пройти эту процедуру прозрачно. Я думаю, что когда экономика страны находится в затруднительном положении, вот так вот отпугивать иностранных инвесторов, по меньшей мере, очень глупо.
Какие еще законодательные инициативы находятся в работе членов земельного подкомитета?
Олег Кулинич: Совместно с коллегами работаем над усовершенствованием процедуры правового регулирования эмфитевзиса в украинском законодательстве. По моему мнению, данный юридический инструмент весьма актуален для аграриев в условиях постоянного продления моратория на продажу земли, ведь он дает возможность использовать чужой земельный участок для сельскохозяйственных потребностей, при этом, в том числе, использовать его для получения кредитных средств под залог данного участка.
Проблема привлечения кредитов — одна из главных преград, которые блокируют развитие фермерских хозяйств и небольших агропредприятий в Украине. Если мы говорим о больших агрохолдингах, то, конечно, у всех из них открыты кредитные линии не только в украинских, но и в зарубежных, международных финансовых учреждениях. Но у мелких и средних сельскохозяйственных производителей этого всего нет: кредитные ставки для представителей такого бизнеса обычно являются неподъёмными, и в нынешних условиях кредит для них — это крайнее средство, а не инструмент для развития. Поэтому залог земли, находящейся в эмфитевзисе, стал бы одним из реальных вариантов для решения данной проблемы. Это не только мое мнение, поскольку данный законопроект разрабатывается при участии Земельного союза Украины, Украинской аграрной ассоциации.
Стоит отметить, что решение данной проблемы сейчас ищет и Минагропрод, а министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой заявил на днях о необходимости дать аграриям возможность залога прав аренды земли сельскохозяйственного назначения для получения доступа к кредитам.
На каком этапе находится наиболее резонансный Ваш законопроект №4355, который передает сельскохозяйственные земли за границами населенных пунктов в управление местным общинам. Когда он будет принят во втором чтении?
Олег Кулинич: Думаю, что до конца нынешней сессии парламента, возможно, в июне. Во всяком случае, я на это надеюсь. В то же время, я против того, чтобы проект выносился на голосование в авральном режиме. К нему подано почти 700 поправок. Чтобы их проанализировать, нужно проделать серьезную работу. Ведь глобально для местных общин не так важно, будет этот закон принят месяцем раньше или месяцем позже, гораздо важнее получить на руки документ, который был бы четко прописан и не содержал бы противоречивых норм. Поэтому следующие несколько недель будем активно работать в этом направлении.
В последнее время одной из главных тем ваших выступлений является критика законопроекта, с которым вышло правительство для приватизации государственных предприятий, в том числе и в сфере АПК. Неужели Вы против приватизации сельскохозяйственных предприятий, ведь в большинстве своем они убыточны?
Олег Кулинич: Нет, я поддерживаю приватизацию. Как и любой человек, который хоть немного ориентируется в экономике, понимаю, что государство далеко не всегда может быть эффективным собственником, поэтому этот процесс стоит воспринимать как данность. Приватизация государственных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных – это нормальный и неизбежный путь для нашего государства. Но ведь нужно не просто запустить этот процесс, а и вникать в детали. Нужно понимать последствия приватизации в каждом конкретном случае. Поскольку я являюсь мажоритарщиком, то, в отличие от некоторых моих коллег, которые прошли в Раду по партийным спискам, постоянно контактирую с моими избирателями на округе, вижу их проблемы, выслушиваю их жалобы. Округ у меня в основном сельский, поэтому именно тема села, сельского хозяйства, земельные вопросы звучат чаще всего. То есть, процесс приватизации я вижу, в том числе, и глазами простых людей, тех же работников предприятий, которые обращаются ко мне.
Во-первых, людей волнует, получат ли они в процессе приватизации свои законные паи, на которые имеют полное право. Та схема приватизации, а именно — корпоратизация, которую предлагает правительство, не гарантирует этого. К тому же, в процессе приватизации обязательно необходимо создать фонд земель запаса, ведь нужно учитывать и потребности работников социальной сферы села, участников АТО. Не случайно те же безземельные участники АТО пикетируют в различных областях государственные структуры, перекрывают дороги. Значит, проблема есть, и она не решается. Кстати, для создания такого фонда земель мы с коллегами зарегистрировали законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно справедливого распределения земель в процессе приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций», согласно которому 15% земель приватизируемых предприятий должны быть переданы местным общинам.
Во-вторых, людей волнует вопрос дальнейшего существования тех или иных предприятий, своей трудовой занятости. Грубо говоря, они переживают за свои рабочие места, чтобы предприятия просто не распилили, не растащили. Ведь на некоторых предприятиях держится социальная сфера села, они не только дают людям работу, но и обеспечивают социальные учреждения продовольствием, предоставляют местным жителям различные услуги, да хотя бы расчищают дороги в зимний период, с чем не всегда справляется местная власть. И как людям объяснить, что рациональнее передать государственное предприятие другому собственнику, который, возможно, этим всем не будет заниматься?
Еще один фактор, который меня беспокоит — это сохранение профиля деятельности самих предприятий. Ведь нельзя приватизировать все объекты «под одну гребенку». Есть у нас и по-настоящему уникальные госпредприятия, например филиалы ГП «Конярство Украины». В частности, у меня на округе еще с позапрошлого столетия работает «Дибривский конный завод». На второй день Пасхи довелось побывать на этом предприятии, там проходило традиционное конно-спортивное мероприятие. Я был очень впечатлен увиденным, собралось очень много людей со всей области. Это был настоящий праздник, эта традиция уже имеет очень длинную историю, а скакуны Дибривского конного завода — призеры различных международных конкурсов. То есть такие предприятия нельзя просто отдать и забыть о них, нужен контроль, нужно, чтобы эти традиции были сохранены.
То есть, по моему мнению, Кабинет Министров, выходя в Верховную Раду с инициативой о приватизации государственных предприятий, должен не просто вычеркнуть энное число объектов из списка предприятий, которые не подлежат приватизации, а и предоставить четкий механизм, по которому будет проходить приватизация таких объектов. С моей стороны нет никаких претензий к самому процессу приватизации, есть претензии к тому, как это пытаются сделать. Думаю, в нашей стране сейчас достаточно проблем, которые и так накаляют обстановку в обществе, и дополнительные поводы для социальной напряженности давать не стоит.
Кстати, мы с коллегами готовим законодательные изменения и в сам закон «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе». Считаю, что нужно предложить такие механизмы, которые устроили бы и инвесторов, и местные общины, и работников приватизируемых предприятий.
Под приватизацию попадут, в том числе, и предприятия Национальной академии аграрных наук. В последнее время Вы также часто высказывались об этой структуре, и не всегда лестно. У Вас есть какие-то претензии к руководству НААНУ?
Олег Кулинич: Нет, претензий к какому-то конкретному лицу в Академии агарных наук у меня нет и быть не может. Я же не занимался никакими расследованиями и «за руку» никого не ловил. Но у меня есть претензии к самой ситуации, которая возникла вокруг государственных предприятий, находящихся в управлении Академии, вокруг земельного фонда Академии. Ведь эти земли совершенно никем не контролируются, часть из них пребывает в аренде у каких-то коммерческих структур. Хотелось бы знать, на каких условиях, сколько это приносит государственному бюджету? Ведь в пользовании Академии и ее предприятий находится около 400 тыс. га сельскохозяйственной земли, это огромный земельный массив. Очень сомневаюсь, что столько земли необходимо для научных целей. То есть нужно эту землю рационально использовать — что-то действительно оставить Академии, а что-то распаевать и впоследствии передать эффективному собственнику. В первую очередь нужен аудит и мониторинг этих земель. На эту ситуацию обращали внимание и все предыдущие профильные министры, и земельные эксперты.
Спасибо Вам за уделенное время.
Елена Дереженко, AgroPortal.ua