Григорий Калетник: Главный вектор реформирования аграрного образования — синергия триады образование-наука-производство

08 февраля 2018, 06:02 6954

Почти каждый работодатель говорит о том, что современная система отечественного аграрного образования сохраняет многие признаки устаревшей модели и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Но действительно ли это так? Ответ на этот и другие вопросы AgroPortal.ua — в эксклюзивном интервью с президентом Винницкого национального аграрного университета Григорием Калетником.

Григорий Николаевич, какие векторы реформирования аграрного образования в Украине на ближайшие годы вы видите?

Григорий Калетник: Украина — аграрная страна. Агропромышленный комплекс обеспечивает около 14% объема ВВП Украины и примерно треть поступлений в государственный бюджет. Сегодня это наиболее стабильная и прибыльная отрасль экономики страны, поэтому подготовка специалистов области сельского хозяйства имеет ключевую позицию.

Сегодня уже пришло время предоставить украинским вузам обещанную автономию согласно Закону Украины «О высшем образовании», и тогда они смогут распоряжаться собственными финансовыми ресурсами, более эффективно осуществлять образовательную, научную и учебно-производственную деятельность. Уверен, что уменьшение бюрократизации даст учебным заведениям новый толчок для развития и будет способствовать их гармоничной работе.

 Источник фото: ВНАУ

Надлежащее финансирование и поддержка со стороны государства в оснащении лабораторий для научных исследований и баз практики является еще одним важным вектором реформирования аграрного образования. Стоит упомянуть и об углублении международного сотрудничества и партнерства с зарубежными научными, образовательными учреждениями, фирмами. И самое главное — обеспечение синергии триады «образование-наука-производство».

Почему, по вашему мнению, аграрное образование в Украине оторвано от реального производства?

Григорий Калетник: Не могу с вами согласиться. Да, это проблема современного образования, но не Винницкого национального аграрного университета. ВНАУ готовит высококлассных специалистов, у которых есть достаточные практические навыки, ведь они проходят соответствующее практическое обучение за рубежом и на базе научно-исследовательских хозяйств.

Концепция интегрированного образования предусматривает одновременное пространственное и временное сочетание обучения в учебном заведении, стажировки на предприятиях и научно-исследовательской работы в исследовательских хозяйствах. В соответствии с этим принципом обучения студенты выполняют индивидуальные задания, сдают квалификационные экзамены, а специалисты и ученые, работающие на предприятиях, принимают активное участие в формировании перечня дисциплин и содержания и структуры учебных программ в вузах.

Именно поэтому после изучения международного опыта, тесного сотрудничества с нашими партнерами, преодоления ряда бюрократических препон и чиновничьего сопротивления в 2013 году Постановлением Кабинета министров Украины был создан Учебно-научно-производственный комплекс «Всеукраинский научно-учебный консорциум», учредителями которого являются Винницкий национальный аграрный университет, Институт биоэнергетических культур и сахарной свеклы, Институт продовольственных ресурсов Национальной академии аграрных наук Украины и их многочисленные структурные учебные, производственные, исследовательские подразделения.

 Источник фото: ВНАУ

Интеграция науки, образования и производства, которую воплощает консорциум, не только является следствием противоречий в практике подготовки специалистов, но и служит средством их решения, играя при этом роль цементирующего начала в процессе становления и развития профессионального образования.

А оторванность аграрного образования от реального производства возникает именно вследствие нежелания государственных институтов и бизнеса принимать активное участие в практической подготовке будущих аграриев.

Что нужно сделать, чтобы выпускники вуза действительно отвечали требованиям бизнеса?

Григорий Калетник: Обязательным атрибутом инновационного развития экономики является сочетание научной, образовательной и производственной отраслей. Это обуславливает необходимость тесной связи учебных заведений и научно-исследовательских центров с производством.

Эта связь возможна, в первую очередь, за счет формирования новой роли преподавателей в системе образования — роли наставников и консультантов. С целью повышения их научной квалификации в университете широко применяется практика научной стажировки в научно-исследовательских и научно-производственных подразделениях консорциума, а также за рубежом.

Во-вторых, переход на систему интегрированного образования путем сочетания образования, науки и производства мы также обеспечили путем создания студенческих учебных фермерских и личных селянских хозяйств как реальных моделей развития основных организационно-экономических формирований АПК.

Для этого мы выделили из площадей научно-исследовательских земель ИХ «Агрономическое» 510 га для пилотного проекта по научно-учебной-производственной работе. Основными требованиями к проектам были: использование современных наукоемких технологий, отечественных семян, эффективных систем внесения минеральных удобрений и защиты растений. Провели конкурс бизнес-проектов по ведению учебно-научно-производственной деятельности. На конкурс было представлено более 200 проектов, которые прошли предварительный отбор на факультетах. Определили 27 лучших проектов на основе критериев научности и оценки профессиональной подготовки участников проекта.

 Источник фото: ВНАУ

Студенты, которые совмещают учебный процесс с научно-исследовательской деятельностью, должны обучаться по индивидуальным программам, что и было внедрено в университете — было обеспечено свободное посещение занятий на весь период пребывания в учебных фермах и личных хозяйствах.

Какой процент студентов проходит практическое обучение за рубежом?

Григорий Калетник: Международное сотрудничество является необходимым условием интеграции вуза в семью европейских университетов, развития дружеских отношений с зарубежными партнерами, укрепления межвузовских связей.

В 2017 учебном году 187 студентов ВНАУ прошли учебно-производственную практику за рубежом — в Германии, Финляндии, США, Польши, Швеции, Швейцарии, Голландии. Во время прохождения учебно-производственной практики за рубежом студенты в обязательном порядке изучают теоретические аспекты аграрных технологий.

Во время семинаров студенты-практиканты из разных стран знакомятся с культурой, бытом, обычаями местных народов, условиями проведения практики, правилами техники безопасности при выполнении различных технологических операций.

 Источник фото: ВНАУ

Перед окончанием зарубежной практики проводятся заключительные семинары, на которых студенты-практиканты подводят итоги стажировки, делятся практическими знаниями и навыками, получают именные сертификаты и рекомендации.

Есть ли иностранные студенты в ВНАУ? Какой процент и из каких стран?

Григорий Калетник: В настоящее время в университете обучаются 10 иностранных граждан из России, Беларуси и Молдовы. Это, конечно, мало, но мы работаем над увеличением контингента иностранных студентов.

С какими аграрными компаниями ВНАУ сотрудничает? В чем суть сотрудничества и какие достижения?

Григорий Калетник: Университет плодотворно сотрудничает с предприятиями и холдинговыми компаниями Винницкой области и всей Украины.

Прежде всего это: ООО «НИБУЛОН», ЧАО «Зернопродукт МХП», ИМК, ООО «Агро-союз Украина», ООО UkrLandFarming, ООО «Глобал Менеджмент Челлендж», СООО «Кряж и К», ПАО «Мироновский хлебопродукт», ООО «Краевид Подолье», акционерное общество «Ясень-Агро-сервис», ООО «Аграна Фрут Лука», ЧСП «Луч», СПК «Прогресс», СВКП «Колос», ООО «Днепр», ООО «Хмельницкое», ЧАО «Винницкий масложировой комбинат», СП ООО «Барлинек», СООО АФ «Ольгополь», ПАО «ПриватБанк», страховая компания «Город», ООО ВСГП «Радовское», «Кернел», ООО «Краснянское СП «Агромаш»» и др.

Какие, по вашему мнению, специальности и кафедры нужно усилить в материально-технологическом плане?

Григорий Калетник: Для всестороннего и гармоничного развития необходимо предоставлять финансирование по всем направлениям подготовки, нельзя выделять те или иные кафедры. По моему мнению, все нуждаются в модернизации и усиления в материально-техническом плане.

 Источник фото: ВНАУ

Как в вашем вузе происходит борьба с коррупцией?

Григорий Калетник: Важнейшим инструментом борьбы с коррупцией является собственный пример. И этот пример я показываю все годы своей деятельности в университете. Конечно, только таким образом достичь успеха невозможно. Но когда руководитель не встроен в общий механизм коррупции, во-первых, отдельные должностные лица имеют правильный пример, во-вторых — любители поживиться за счет выполнения функций государства осуществляют коррупционные действия в чрезвычайно рискованных условиях. Поэтому таких «рисковиков» в нашем университете становится все меньше. С ними ведется борьба дополнительными методами с участием студентов, а также правоохранительных органов.

Для объективности скажу, что к коррупционным действиям отдельных лиц побуждают и бездарные и ленивые молодые люди, которые стараются не учиться, а покупать оценки.

Как вы считаете, каким должен быть уровень заработной платы у преподавателя с ученой степенью или ученым званием?

Григорий Калетник: Преподаватели и ученые, конечно, нуждаются в более высокой оплате труда. Думаю, что государство, учитывая евроинтеграционные стремления, должно обеспечить должный уровень финансирования образования и науки, в том числе и европейскую заработную плату преподавателям. Мы также пытаемся своим работникам выдавать различные премии, материальную помощь из заработанных университетом средств из спецфонда.

 Источник фото: ВНАУ

Например, американские вузы, несмотря на профицитный государственный бюджет, финансируются из государства всего на 30-40%, остальные средства получают от коммерциализации собственной деятельности.

Сейчас остро стоит вопрос финансирования. Скажите, как все-таки ВНАУ финансируется в 2018 году?

Григорий Калетник: В соответствии со ст. 24 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год», начиная с 01.01.2018 г. высшие учебные заведения ІІІ-ІV уровней аккредитации государственной собственности, в состав которых входят высшие учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации, как исключение из положений подпункта «в» пункта 7-го части 1-й ст. 87 Бюджетного кодекса Украины финансируются за счет и в пределах средств, предусмотренных в сметах вузов ІІІ-ІV уровней аккредитации государственной собственности.

А поэтому, руководствуясь вышеуказанной статьей, университет получил из Министерства образования и науки Украины годовую роспись ассигнований из государственного бюджета для ВНАУ по программе 2201160, которая состоит из годового общего фонда для университета и общего фонда для семи колледжей ВНАУ.

 Источник фото: ВНАУ

Важным вопросом является отопление в зимний период учебных корпусов и общежитий. Произошли ли в вашем вузе определенные изменения в учебном графике?

Григорий Калетник: Действительно, это один из важнейших вопросов для функционирования учебных заведений Украины. Но эту проблему нам удалось решить благодаря утеплению корпусов, замене окон энергосберегающими в течение 2012-2014 гг., а также за два последних года мы построили собственную котельную, которая работает на альтернативных видах топлива. Благодаря этому шагу нам удалось не только сэкономить средства на отопление, но и не идти на вынужденные долговременные каникулы, как большинство вузов Украины.

С 22 января студенты всех факультетов и колледжей университета учатся согласно графику учебного процесса при нормальном температурном режиме.

Как ВНАУ сотрудничает с местными органами власти?

Григорий Калетник: По-разному. Кроме прохождения производственных практик студентами и стажировок преподавателей, наши студенты работают почти во всех государственных структурах, и не только Виннитчины. Мы гордимся своими выпускниками — среди них председатель Винницкой ОГА Валерий Коровий, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк, руководители районов, мэры, главы общин, государственных институций и пр.

 Источник фото: ВНАУ

Вместе с учеными ВНАУ и профильными Департаментами ОГА разработана стратегия гармоничного (устойчивого) регионального развития Винницкой области до 2020 года. Сотрудничаем с государственными органами власти относительно научного курса нашего университета — энергоэффективность, развитие производства и потребление альтернативных источников энергии.

Кроме этого, в ВНАУ функционирует Центр повышения квалификации, последипломного образования и дорадництва, который обеспечивает профессиональное предоставление качественных образовательных услуг по широкому спектру учебных программ с учетом спроса современной экономики на рынке труда и является постоянно действующим звеном в системе непрерывного образования Украины.

Действуют ли нормы Закона Украины «О высшем образовании» относительно автономизации учебных заведений (вузов)?

Григорий Калетник: Поскольку в свое время (2011, 2012, 2013 гг.) я был участником горячих дискуссий о необходимости принятия в Украине нового Закона Украины «О высшем образовании», с полной ответственностью могу сказать, что разговоры о предоставлении учебным заведениям І-ІІ, ІІІ-ІV уровней аккредитации большей самостоятельности, особенно в вопросах увеличения собственных финансовых доходов и распоряжения ими, формирования учебных программ в соответствии с современными требованиями агробизнеса, кадровых вопросов, штатного расписания и смет, ведутся столько лет и с таким же успехом, как народные депутаты говорят о неприкосновенности и снимают ее.

 Источник фото: ВНАУ

Понимаю ваше недоумение, поэтому привожу конкретный пример. Как соавтору одного из проектов Закона Украины «О высшем образовании» мне приходилось часто дискутировать в зале Верховной Рады с авторами альтернативного законопроекта и на телевидении с президентом Киево-Могилянской академии С.М. Квитом (на то время), который постоянно меня обвинял, что в законопроекте, который я представлял, значительная роль отводится Министерству образования и науки, а, по его мнению, нужно существенно уменьшить полномочия министерства и предоставить полную автономию учебным заведениям. Однако, как только С.М. Квит стал министром, он изменил свое мнение полностью и так закрутил гайки украинским вузам, что предыдущему министерству и не снилось. Он даже сделал все, чтобы такая законодательная институция, как Национальное агентство, сформированное тайным голосованием делегатов со всей Украины, согласно новому Закону Украины «О высшем образовании», не заработала. Вот насколько «демократично» были достигнуты глубина автономности и «уменьшение» административного давления со стороны министерства.

Каких высот достиг университет в 2017 году?

Григорий Калетник: Среди основных достижений ВНАУ за 2017 год — успешная вступительная кампания: мы ежегодно расширяем географию поступающих — у нас учатся студенты из 21 области Украины. В условиях жесткой конкуренции за каждого абитуриента нам удалось выполнить государственный заказ и набрать вдвое больше студентов на контракт.

109 слушателей получили военное звание младшего лейтенанта запаса. За год ученые ВНАУ защитили 3 докторские и 18 кандидатских диссертаций; 13 кандидатов наук получили звание доцента. Большинство из них учились в аспирантуре и докторантуре ВНАУ.

 Источник фото: ВНАУ

В ВНАУ состоялось 20 всеукраинских и 5 международных конференций, в которых приняли участие ученые вузов, академики, иностранные коллеги из Румынии, Польши, Болгарии, США, ректоры европейских университетов. В 2017 году были пролицензированы новые направления ОКУ «Бакалавр»: «Ветеринарная гигиена, санитария и экспертиза», «Предпринимательство, торговля и биржевая деятельность», «Защита и карантин растений»; ОКУ «Магистр» — «Пищевые технологии».

Почти на 10% нам удалось увеличить спецфонд университета, за средства которого были приобретено необходимое для университета на сумму более чем 5 млн грн. Мы смогли капитально отремонтировали спортивный зал, построили летний амфитеатр на 2 тыс. мест, где 3 октября грандиозно отпраздновали свое 35-летие с участием звезд эстрады Натальи Бучинской и группы «Дзидзьо».

 Источник фото: ВНАУ

2017 год стал урожайным по количеству зарубежных стажировок научно-педагогических работников. Так, 37 сотрудников ВНАУ прошли стажировку во Франции, Польше, Италии, Финляндии, Чехии, Словакии, России, Молдове, США. В 2017 году мы приняли 7 иностранных делегаций из Южной Кореи, Финляндии, Словакии, Молдовы, Грузии, Германии.

Неотъемлемой составляющей международной деятельности ВНАУ является членство в престижных международных образовательных организациях: Вышеградской ассоциации университетов и Сети университетов Черноморского региона.

Какие планы у университета на будущее?

Григорий Калетник: Планов много, но главная цель — это успешная вступительная кампания, ведь в 2018 году наименьшее количество выпускников 11-го класса. Студент — это наш главный работодатель, и мы должны быть конкурентоспособными, чтобы выбирали именно ВНАУ.

Мы хотим открыть новые перспективные и востребованные специальности, улучшить международную грантовую деятельность, усилить публикационную активность в международных базах данных и провести аккредитацию колледжей и университета в части научной работы.

 Источник фото: ВНАУ

И конечно, провести ежегодный фестиваль для талантливой молодежи «С любовью к родительской земле» и привлечь к участию студентов из все большего количества учебных заведений I-II уровней аккредитации.

Спасибо за плодотворную беседу.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua