Такое мнение выразила президент Ассоциации свиноводов Украины Оксана Юрченко, говорится в сообщении АСУ.
«Безусловно, основную роль сыграла пандемия COVID-19. Отметим, что в Украине ситуация развивалась уникально. Когда весной/летом из-за массового заболевания работников в США и европейских странах останавливались мясоперерабатывающие предприятия и производители имели проблемы со сбытом, что негативно сказывалось на цене, в Украине свиноводам работалось достаточно комфортно. В течение этого периода не фиксировали случаев заболеваний на фермах и мясокомбинатах, а следовательно, сбоев в поставке и переработке не было», — констатирует она.
При этом, эксперт напомнила, что из-за карантина была приостановлена ??работа аграрных рынков. Соответственно, сузилась каналы покупки свинины у торговых сетей и мясных магазинчиков, где представлена ??преимущественно промышленная свинина. То есть, даже в такое непростое время, были факторы поддержки производителя, был активный спрос на продукцию и, соответственно, цена.
«Однако, накануне зимних праздников, когда ожидали сезонного улучшения рыночной ситуации, традиционный сценарий не реализовался. Обвинять импорт в этом не стоит. По состоянию на конец ноября завезено около 27 тыс. т свинины. И хотя это немного больше, чем в прошлом году, однако не превышает 11-12% от внутреннего производства промышленной свинины и 6% от общего производства свинины в стране», — объясняет Юрченко.
Сложилась ситуация, когда спрос превысил предложение, отмечают в АСУ. С одной стороны, население, которое выращивает свиней, и откормщики подстраивались под новогодние праздники. А с другой, корона-кризис «догнал» людей. Увеличилось количество случаев, когда люди перенаправили часть расходов из продовольственной корзины на лекарства. Сказался экономический кризис, ведь часть бизнеса прекратила свое существование. Сектор ХоРеКа работал на минимальной мощности. Существенное подорожание стоимости коммунальных услуг также имело свой негативное влияние на покупательную способность населения.
«Цена на свинину в живом весе, соответственно, продемонстрировала не восходящую, а отрицательную динамику. И это при том, что себестоимость производства по сравнению с началом года, выросла в среднем на 30% из-за стремительного подорожания зерновых. В результате, в течение последних месяцев отечественные производители работают в убыток.
Мы констатируем, что начался «кризисный период», что является закономерным для развития отрасли, ведь она циклична. 3,5 года работы в комфортных условиях кончились, сейчас время проверки на устойчивость, который, к сожалению, переживут не все игроки рынка. Ожидаем, что с потеплением ситуация начнет «выравниваться», — прогнозирует Оксана Юрченко.