Об этом сообщил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк на своей странице в Facebook.
«Составляющие будут меняться в соответствии с развитием ситуации, все нижеследующее — предварительные прогнозы и оценки», — отметил он.
Итак, риски, которые Минагропрод видит на сегодня, и степень их влияния на ситуацию в АПК:
1. Основной блок — для рыбной отрасли. Азовское море генерирует большую часть улова и это требует сохранения стабильного и понятного режима рыболовства в его водах. По состоянию на вчерашний день рыбакам было рекомендовано в качестве меры предосторожности вернуться в порт, никаких юридических или фактических ограничений к ним не применялось. Степень риска: не определена.
2. Повторение агрессивных действий в Керченском проливе. В связи с напряженной ситуацией в Приазовье и непредсказуемыми действиями РФ, объемы перевалки через порты Бердянск и Мариуполь могут быть вынужденно сокращены, а потоки перенаправлены в порты Одессы. Степень воздействия: средняя. В прошлом году через порты Азова было экспортировано около 5% от общего экспорта зерна. Но период сверхвысокой месячной интенсивности экспорта в этом сезоне уже проходит, поэтому даже учитывая определенные нюансы работы «Укрзализныци», больших проблем от возможной концентрации экспортных потоков не ожидается. Месяц назад было бы гораздо сложнее.
3. Обще-транспортные. Режим ВП охватывает все портовые области и может сказаться на работе экспортной инфраструктуры (это только предположение, поскольку сейчас работа идет бесперебойно). Кроме того, появляется фактор непреодолимого воздействия — «военная необходимость», которому будет подчиняться транспорт, в частности приоритет в поставке вагонов, подачи тяги и т.д. будет у военных грузов. Степень влияния: будет зависеть от слаженной работы транспортной инфраструктуры.
4. Юридические, связанные с выполнением внешних контрактов и определения форс-мажора. Юристы сходятся во мнении, что применение форс-мажора в случае ВП является императивным, но практика зависит от того, как был этот пункт выписан в конкретном контракте. Степень воздействия: средняя. Никто из сознательных игроков ним не будет злоупотреблять, поскольку на кону репутация компании и страны в целом как надежного поставщика. По состоянию на вчерашний вечер отгрузки происходили в штатном режиме. Кроме того, даже статус Force Majeure не отменяет контракт, а лишь смещает сроки выполнения обязательств по нему.
5. Глобальные ценовые. Собственно, не риск в прямом смысле, но возможность колебаний цен как реакция на эскалацию конфликта — аспект, который надо учесть. Степень влияния минимальная. На вчерашней биржевой сессии колебания цены на пшеницу были в пределах 1%, сегодняшняя сессия будет более показательна, но вряд ли существенно иная.
6. Рост цены фрахта. Возможно, но в незначительном объеме и точно не в краткосрочной перспективе, поскольку суда фрахтуються с большим временным лагом. Надеемся, что через месяц фактор ВП уже не будет актуальным.
7. Рост страховых премий. Аргументы те же, что и пунктом выше. Страховые компании скорее всего заложат дополнительные риски при страховании операций в портах Азовского моря.
«Поскольку социальный аспект является для нас важным, отдельно вынесу тезис о том, что риски продовольственного характера для внутреннего рынка, в частности для 10 областей с ВП, отсутствуют. Предложение основных продуктов питания значительно превышает прогнозируемый спрос, а большинство областей, в которых введена ВП, является профицитным», — отметил Мартынюк
Он также уточнил, что Минагропрод готов присоединиться к решению всех вопросов, которые могут возникнуть у участников рынка в связи с введением военного положения, так же как и любых других.