Украина увеличила экспорт животноводческой продукции

14 мая 2018, 19:00 3233

Украина в I квартале 2018 года увеличила экспорт животноводческой продукции.

Об этом заявил заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики», член-корреспондент НААН Николай Пугачев.

По его словам, зарубежные поставки мяса птицы увеличились в январе–марте этого года до 75 тыс. т против 65 тыс. т за соответствующий период 2017 года. Экспорт сливочного масла за I квартал 2018 года увеличился втрое против показателей января-марта прошлого года — с 3 тыс. тонн до 9 тыс. т. Экспорт яиц за три месяца текущего года превысил соответствующие результаты 2017 года в 2 раза и составил 26 тыс. т.

По данным Государственной службы статистики, экспорт агропродовольственной продукции в январе–марте 2018 года составил $4,4 млрд. Это на $0,2 млрд — на 4,5% — меньше соответствующих показателей I квартала 2017 года.

При этом в общей структуре отечественного экспорта доля сельскохозяйственной продукции составила 38%.

Основными рынками сбыта остаются три региона — страны Азии, Африки и ЕС. Всего на них приходится 95% стоимости украинского экспорта сельхозпродукции.

Позицию основного импортера отечественной агропродукции уже несколько лет подряд удерживают азиатские страны. За январь–март 2018 года они закупили украинского продовольствия на $1,7 млрд, отметил эксперт. Доля Азии за этот период составила 38,6% от общего экспорта аграрной продукции.

Более трети отечественного экспорта сельхозпродукции — 34% — приходится на страны Европейского Союза. За I квартал этого года они закупили украинского продовольствия на $1,5 млрд.

Объемы экспорта в страны Африки составили $0,7 млрд — 15,9% от общего экспорта аграрной продукции.

Объемы экспорта отечественной сельхозпродукции в страны СНГ остались на уровне показателей прошлого года — $0,3 млрд, обеспечив долю в 6,8% от общего экспорта аграрной продукции.

По результатам I квартала 2018 года рейтинг стран-импортеров отечественной агропродукции возглавила Индия, которая закупила украинского продовольствия на $530 млн.

На втором месте — Египет, который импортировал из Украины сельхозпродукции на $346 млн.

Значительную выручку украинские экспортеры получили также из Испании ($305 млн), Нидерландов ($274 млн), Италии ($253 млн), Турции ($246 млн) и Китая ($193 млн).

Эти семь стран обеспечили около 50% доходов от экспорта продукции агропромышленного комплекса в январе–марте 2018 года.

Определяющими позициями в товарной структуре отечественного агропродовольственного экспорта остаются зерновые культуры (за счет кукурузы и пшеницы), семян масличных (в первую очередь, соя), растительное масло (в основном, подсолнечное) и продукция пищевой промышленности. Их общая доля составляет около 88% в аграрном экспорте.

Наибольшие доли в общей стоимости закупок украинского зерна имеют Египет (18%), Испания (12,4%), Италия (7,8%), Китай (7,4%), Нидерланды (7,3%), Марокко и Тунис (по 5,4%). Совместно с Израилем, Турцией, Ливией и Португалией (имеют доли не менее 3%) эти страны обеспечивают около 80% денежных объемов украинского экспорта этой группы продукции.

Семена и плоды пользовались наибольшим спросом в Турции (22,2%), Иране (14,4%), Беларуси (9,0%), Египте (8,3%), Нидерландах (8,2%), Италии (6,8%), Греции (4,7%), Ливане (4,6%) и Германии (4,0%). На эти страны приходится более 4/5 стоимости отечественного экспорта масличных культур.

Доминирующим покупателем жиров и масел украинского производства традиционно выступает Индия с долей 44,9%. Остальные основных стран-импортеров — Ирак (6,2%), Испания (5,8%), Нидерланды и Италия (по 5,7%), Китай (4,6%) — заметно отстают от нее. По результатам I квартала 2017 года общая доля этих стран составила около 73% в общей стоимости экспорта товаров этой группы.

Географическая диверсификация поставок мяса и субпродуктов привела к усилению роли стран — членов ЕС как определяющих потребителей. В январе–марте 2018 года отечественная мясная продукция наибольшим спросом пользовалась в Нидерландах (20,4%), Ираке (10,2%), Словакии (10,0%), Беларуси (8,1%), Гонконге (6,7%), Германии (6,2%), Азербайджане (4,7%) и ОАЭ (4,5%). Эти страны аккумулировали более 70% в стоимости продукции данной группы.