Об этом заявил заведующий отделом инвестиционного и материально-технического обеспечения Национального научного центра «Институт аграрной экономики», д.э.н. Александр Захарчук, говорится в сообщении института.
По его мнению, удовлетворив внутреннюю потребность в семенах и посадочном материале по всем сельскохозяйственным культурам, кроме кукурузы, подсолнечника и зернобобовых, Украина имеет потенциал наращивания экспорта этого вида агропродукции до $1,5 млрд. Сейчас же за границу ежегодно поставляется семян на сумму всего лишь от $10 до $20 млн.
За 2018 год продано только 1799 т семенной пшеницы при потенциале в 855,3 тыс. т, а ячменя — 234 т из 576,5 тыс. т. Объемы зарубежных поставок гречки — в Южную Африку — составили 93 т, тогда как Украина имеет возможность экспортировать 24,5 тыс. т семян этой сельхозкультуры.
В структуре украинского экспорта семян традиционно доминирует кукуруза, отметил ученый. Объемы ее поставок на зарубежные рынки за 2018 год в стоимостном измерении составляли $9,4 млн, а доля семян кукурузы в отечественном экспорте составила около 85%. Основными странами — потребителями этого вида семенного материала являются страны СНГ — Беларусь, Молдова, Грузия и Казахстан.
На внешних рынках по отношению к украинскому семян сохраняется ценовая дискриминация. В частности, отечественная кукуруза идет на экспорт по $2113 за 1 тонну, тогда как импортная закупается по вдвое более высокой цене в $3950. Пшеницу мы продаем в 2,5 раза дешевле (450 $/т), чем покупаем, а ячмень — в 1,8 раза дешевле (570 $/т).
Реализации экспортного потенциала отечественного семенного материала препятствует целый ряд факторов, отметил эксперт.
С одной стороны, это непризнание украинских фитосанитарных сертификатов, которое усиливается неполным присоединением Украины к Схемам сортовой сертификации Организации экономического сотрудничества и развития.
С другой, низкое качество украинских семян по сравнению с семенами стран ЕС и США, а также сильная защита внутренних семенных рынков других стран для вхождения иностранных, в том числе и украинских семян.
По мнению ученых, преодолеть эту проблему можно только введя цивилизованный, прозрачный, рыночный оборот семян и посадочного материала, а также защиты интеллектуальных прав селекционера и селекционных учреждений.
Для этого, прежде всего, следует повысить платежеспособность субъектов процесса производства и использования сортовых семян от начального до конечного звеньев товародвижения семян, а также разработать механизм управления рынком семеноводства в направлении увеличения объемов предложения сертифицированных семян, дальнейшего их удешевления, улучшения качества и ассортимента.
Также необходимо создать систему семеноводства зерновых культур в каждом регионе (области), которая включала бы селекционно-семенной центр, семенной завод и региональное объединение производителей семян.
Кроме того, целесообразно ввести практику принятия периодических, рассчитанных минимум на 4-5 лет действия, базовых законов по государственному регулированию рынка семян. Это будет способствовать стабильности и комплексности государственного регулирования, соответствия тенденциям в развитии национальной экономики, снижению зависимости государственных программ поддержки от бюджетного процесса.
«И, наконец, крайне важным является осуществление дальнейших мер по полному присоединению Украины к Схемам сортовой сертификации семян для международной торговли», — подытожил Александр Захарчук.