Об этом во время IX Международной конференции «Ведение агробизнеса в Украине» сказал президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК Алекс Лисситса.
По его словам, за последние пару лет было проведено более 40 различных аграрных форумов и созданы национальные инвестиционные советы, тем не менее, сложно оценить их роль в привлечении инвестиций.
«Из последних инвестиций за год хотел бы отметить крупные проекты Bunge и Cargill, которые инвестировали в инфраструктуру АПК. Из других 12 проектов: 6 — это IFC и ЕБРР, то есть крупные международные институционные банки, которые дают возможность развиваться сектору, но на самом деле через некоторое время они должны выйти из него, и финансироваться необходимо будет за счет бизнеса. Но этого пока нет. Украина в плане привлечения инвестиций отстает последние 10 лет», — отметил он.
При этом Алекс Лисситса подчеркнул, что только 3% составляет привлечение иностранных инвестиций, более 70% — это собственные средства предпринимателей, которые реинвестируют или заново вкладывают в производство. Вместе с тем, за последние 5 лет объем банковского финансирования уменьшился на 10%.
Президент УКАБ уверен, что в первую очередь нужно создать новый бренд «Украина». «В зарубежных новостях каждую неделю появляются новости про Украину, информация в большинстве случаев негативная, начиная с Саакашвили и заканчивая коррупцией. Каждую неделю мы даем негативную информацию в мир. Как думаете, с таким негативом будет ли инвестор думать об Украине? Наверное, нет. Тут вопрос даже не в том, чтобы улучшить имидж, нужно создать новый. Пока что нет бренда «Украина», который мы бы хотели видеть. И это первая и основная проблема», — сказал он.
Вторым этапом Лисситса назвал правильную презентацию проектов для инвестора.
«Уверен, что в Украине есть классные идеи и проекты, но они просто не «упакованы». Для этого им нужна проаудированная отчетность и стратегия окупаемости на 5-10 лет вперед. Это работа для самих предприятий, аудиторов, юристов и стратегов, как эти проекты так преподнести, чтобы их было выгодно продать», — обозначил Лисситса.
Третий шаг — кластеризация производства по регионам. «Каждый маленький проект неинтересен потенциальному инвестору, потому что смотрят на весь регион — где жить, учиться, на инфраструктуру и т. д. Инвестор не будет смотреть на отдельный проект по выращиванию картофеля где-то в Ровенской области. Украине нужно идти путем кластеризации, защищать собственные названия и эти кластеры, соответственно, продавать инвестору. У нас есть множество проектов, как, например, «Черниговская картошка», «Винницкий сахар», «Нежинские огурцы», «Миргородское сало», «Херсонские томаты», и продавать нужно целый регион и целый кластер, тогда у них будет заинтересованность заходить», — продолжил Алекс Лисситса.
Четвертый шаг — синергия IT и агро. Это два сектора, которые стремительно развиваются в Украине, и для этого есть все возможности. «Мы из бизнеса смотрим на многие IT-стартапы настороженно, а IT смотрит на агросектор, как на что-то новое, поэтому объединение IT и агро просто необходимо», — подчеркнул он.
Пятый шаг — это развитие науки и образования. «Нужно давать возможности студентам, реализовывать практики и переходить на дуальную систему образования», — отметил Лисситса.
Он резюмировал, что инвестиционная привлекательность Украины и привлечение инвесторов в проекты напрямую зависит от аграриев и их стремления развивать АПК и выводить его на новый уровень.
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua