Такое мнение высказал экономист инвестиционного центра «Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН» (ФАО) Андрей Ярмак, передает «Интерфакс-Украина».
«Сегмент органик и дальше остается очень узким. Очень мало людей понимает, что это такое, и готово платить в два-три раза более высокую цену за действительно органические продукты», — сказал он.
По мнению эксперта, такая ситуация объясняется некоторыми пробелами в образовании и восприятии качества.
«Это все проблема наших школ, где не дают понимания таких простых и важных вещей. Многие, например, считают, что качественное молоко бывает только на базаре. И это тогда как такое молоко банально опасно: при его производстве не соблюдены какие-либо гигиенические и санитарные требования, оно сохранялось и продается в ненадлежащих температурных условиях и т. п. », — поясняет он.
Кроме того, сказал Ярмак, указанные проблемы, а также уровень доходов украинских потребителей (ниже европейского) объясняют наличие на отечественном рынке продуктов второго сорта, тогда как развитые страны предпочитают продукты топ-класса.
В то же время эксперт отмечает, что в Украине «органический» тренд — достаточно мощный. Производители, которые его вовремя подхватили, сейчас получают немалые дивиденды от целенаправленной работы по обеспечению высокого качества производства и маркетинга здоровых продуктов питания.
«Наши производители органических продуктов экспортируют преимущественно сырье, которое в ЕС «отрывают с руками». Когда они пытаются выпускать более дорогие продукты с добавленной стоимостью, это воспринимается неохотно, поскольку в этом сегменте конкуренция значительно выше. Чтобы успешно продавать такой продукт по конкурентной цене, нужен объем и большие объемы реализации, в т. ч. на местном рынке, а они сейчас весьма незначительны», — сказал он.
Эксперт добавил, сейчас что Украина находится в замкнутом круге: будучи крупным экспортером органического сырья, страна не может удовлетворить внутренний спрос на готовый органический продукт.
По его словам, тенденции на украинском рынке тесно коррелируют с мировыми. Однако прогнозировать, как они будут развиваться дальше, сложно, поскольку многое зависит от уровня доходов украинцев. «К сожалению, каждые 10 лет мы делаем большой шаг назад, затем догоняем тот уровень, который у нас когда-то уже был», — констатировал Ярмак.
В то же время он добавил: даже при меньших доходах можно отметить повышение качества продуктов, запрос на здоровое питание, развитие e-коммерции и другие мировые тенденции в Украине.