Об этом сообщил заведующий отделом инвестиционного и материально-технического обеспечения Национального научного центра «Институт аграрной экономики», д.э.н. Александр Захарчук, говорится в сообщении учреждения.
По его словам, в структуре украинского экспорта семян зерновых и масличных культур традиционно доминирует кукуруза. Объемы поставок этого вида продукции на зарубежные рынки за одиннадцать месяцев 2019 г. в стоимостном измерении составляли $8,0 млн, а доля кукурузы в отечественном экспорте семян составила около 64%.
Основными странами — потребителями этого вида семенного материала является Беларусь, которая в прошлом году закупила 3,7 тыс. т кукурузы на $5,6 млн, Молдова — 0,2 тыс. т на $0,6 млн, Грузия — 0,4 тыс. т 0,5 млн. Незначительное количество семян кукурузы закупили Румыния, Польша, Венгрия и Австрия.
«За 11 месяцев 2019 г. зарубежные поставки семенного материала пшеницы увеличились более чем в 4 раза — с 1799 т в 2018 г. до 8702 т в прошлом году. Почти в три раза против 2018 г. — до 1908 т — увеличился экспорт ржи. Также в прошлом году было экспортировано 159 т ячменя и 778 т сорго. Экспорт гибридной кукурузы увеличился против уровня 2018г. на 7,8% и составил в прошлом году 4786 т», — отмечают в институте.
Таким образом, всего 2019 г. Украина экспортировала на мировой рынок лишь 16,3 тыс. т семян.
«И, хотя отечественный семенной материал имеет огромный потенциал, реализовать его становится все сложнее, — заметил Александр Захарчук. — Ведь если до сих пор речь шла о непризнании украинских фитосанитарных сертификатов, относительно невысоком качестве украинских семян по сравнению с семенным материалом стран ЕС и США, а также мощной защите внутренних семенных рынков других стран для вхождения иностранных, в том числе и украинских семян, то в 2019 г. четко проявился еще один негативный для отечественного селекционера фактор».
На рынке семян закрепился новый вид продажи семенной продукции, отметил ученый.
«Это — семена, выращенные иностранными компаниями на территории Украины, доработанные на семенных заводах, построенных в Украине, и реализованные украинским аграриям. В результате теряются дальнейшие перспективы развития отечественной селекции зерновых и масличных культур, ведь рост конкуренции на внутреннем рынке не в пользу отечественной селекции», — пояснил эксперт.
При этом иностранные компании для удешевления логистики и других расходов уже не нуждаются в возе своих семян из-за границы. Отныне они могут развивать собственное семеноводство в Украине, подыскивая при этом новые рынки сбыта семенной продукции как в Украине, так и за ее пределами — в России, Китае, Индии и других странах, подытожил Александр Захарчук.