Об этом заявил основатель и руководитель Zernovoz.ua Александр Мащенко, говорится в сообщении компании.
«В 2018 году украинская транспортная система оказалась совершенно не готовой к рекордному урожаю кукурузы. По мнению аналитиков, в среднем, на полях осталось от 5% до 8% урожая из-за неспособности осуществить, вовремя, его доставку в порты, а это — от 1,74 млн т до 2,78 млн т», — отмечает он.
Александр Мащенко почеркнул, что дальнейший рост объемов урожаев становится зависимым от логистики, которая сейчас находится в статусе «догоняющей».
«Если говорить по видам транспорта, то становится понятно, что железная дорога достигла «потолка» в перевозках зерновых. Пик грузооборота пришелся на 2017 год и составил 35,7 млн т, в 2018 г. — 32,9 соответственно, и это несмотря на позитивные изменения в работе госмонополиста — «Укрзализныци», которые состоялись в последние годы», — уточнил эксперт.
По его данным, учитывая этот фактор, а также рост тарифов на перевозки, происходит постепенный перенос грузооборота по экспортным маршрутам на автотранспорт.
«Но рынок автоперевозок имеет низкий уровень организации, ибо в отличие от железной дороги, где работает один монополист, представлен большим количеством малых предприятий, которые имеют от 2 до 5 грузовых автомобилей в своем парке. Как следствие у этого сегмента бизнеса отсутствует большое лобби для организации правил игры и продавливания важных решений в Верховной Раде», — объясняет Александр Мащенко.
Такое положение вещей, по его мнению, порождает ряд факторов, сдерживающих развитие сегмента автомобильных перевозок:
- кадры — а точнее их отток, в области наблюдается дефицит водителей, несмотря на рост заработных плат;
- теневой рынок — около 50% грузооборота находится в тени;
- перегруз — отсутствие прозрачных правил и равной ответственности владельца груза и перевозчика;
- тарифы и демпинг — вследствие теневого оборота и перегруза, происходит не честная конкуренция на рынке, некоторые перевозчики прибегают к демпингу, что вызывает обвал тарифов, в таких условиях большинство перевозчиков работают с минимальной рентабельностью или ниже себестоимости, что не позволяет развивать бизнес;
- простои в очередях, «склады на колесах» — вследствие низкой организованности, поставки зерновых в портовые элеваторы происходят хаотично, скорость выгрузки из автотранспорта ниже чем у вагонов, это порождает низкую оборачиваемость грузового транспорта.