Об этом заявил руководитель предприятия «Импак» Сергей Малиновский в интервью EastFruit.
«Выращивать рентабельно все культуры, только лишь при правильном бизнес-подходе. Рынок вскоре стабилизируется, перспектива за теми предприятиями, которые имеют 30-50 га картофеля, и локализированы недалеко от городов-миллионников, то есть основных потребителей. Ведь логистическая составляющая должна быть минимальной. Сегодня уже есть такие предприятия, они, как правило, семейные, и делают ставку на максимальную технологичность процесса — производят овощи на капельном орошении и имеют по 50-70 тонн картофеля с гектара, и даже при цене 3,5 грн, это будет рентабельно», — объяснил он.
По мнению Малиновского не стоит гнаться за объемами, чтобы потом овощи гнили на складах.
«Последние годы мы все время сталкиваемся с перепроизводством овощей борщевого набора, а вот полноценно экспортировать не можем. Поставлять в Россию и Беларусь (которые еще недавно были основными рынками сбыта) мы не можем, из-за введения жестких карантинных правил Евразийского Союза. На сегодня реально экспортировать в Молдову, качественный мытый картофель там берут по цене 18 центов, и максимально в этом году мы сможем получить 20 центов, как и в прошлом году. Эта страна потом экспортирует наш картофель в Румынию и другие страны. Также эпизодически наше предприятие поставляет овощи в Азербайджан и Грузию», — отметил он.
Экспорт картофеля в ЕС, по мнению Малиновского, пока ограничен из-за бездействия государственных оганов.
«В частности, в аспекте интеграции и адаптации с карантинными требованиями ЕС. Мало того, что украинских производителей никто в ЕС не ждет, так мы еще и по критериям, в частности по карантину, не совпадаем с европейцами. К примеру, в Украине оценивают картофель как продукт вне поля, расценки на исследования за последнее время возросли в два-три раза, но это все еще каменный век, и совсем не те документы, которые нужны в ЕС. В Европе, прежде всего, исследуют не клубень, а землю, на которой выращивается продукт — на содержание патогенов, если там нет карантинных организмов, то выдается сертификат, и никакой кучи документов и справок не нужно», — объяснил производитель.
Если бы украинская продукция отвечала европейским требованиям по карантину, то это бы существенно разгрузило рынок, считает он.
«Конечно, не все украинские производители могут предложить качество, объемы, пройти сертификацию, но хотя бы стремились к этому. Тот же сертификат GlobalGAP, который имеют некоторые предприятия в Украине, отнюдь не является пропуском для продукта, нужны европейская сертификация и идентичность в части карантинных требований, свободных карантинных зон», — добавил Малиновский.