Два года длился процесс получения всех разрешений и устранения препятствий на пути к слиянию двух компаний: американской Bunge и канадской Viterra. В результате в ближайшее время появится, возможно, новый лидер глобального аграрного рынка стоимостью более $34 млрд. Однако в процессе корпоративного слияния всплыло много неоднозначной информации, в частности, стало известно о ряде сомнительных операций Viterra и ее бизнес-связях с россией, что ставило под угрозу реализацию сделки.
Прежде всего в СМИ поднимается тема связей компании с российским аграрным сектором и обходных схем экспорта, несмотря на санкции. В материалах значится, что Viterra тесно работала с государственным банком россии и платила налоги в бюджет страны-агрессора почти полтора года после начала полномасштабного вторжения в Украину. Привязка Viterra к российскому банку ВТБ прослеживается через компанию «Деметра», с которой были совместные проекты. До 2024 года они вместе владели терминалом в порту Тамани — ключевом экспортном хабе, через который, возможно, вывозилось похищенное с оккупированных территорий Украины зерно.
Официальный выход Viterra с российского рынка состоялся только 1 июля 2023 года. Но, по данным «Коммерсанта», российское подразделение глобального зернотрейдера Viterra продолжило работать под новым названием «МЗК Экспорт». А новые владельцы этой компании ранее работали в структурах Viterra, то есть фактически российский бизнес глобального трейдера передали местным менеджерам. При этом условия сделки по продаже Viterra не обнародовала.
По данным аналитиков, в 2024 году «МЗК Экспорт» отгрузил 3,5 млн т агропродукции — почти на уровне довоенных объемов, в том числе 3,2 млн т зерна, войдя в топ-5 крупнейших российских экспортеров. Согласно данным отраслевых ресурсов, отслеживающих глобальную торговлю, компания Viterra B.V. остается одним из основных покупателей этой продукции.
Также Viterra связывают с российским бизнесменом Алексеем Федоричевым, который является бенефициаром одного из крупнейших украинских зерновых терминалов «ТИС-Зерно» в порту «Пивденный». Компания Viterra является одним из ключевых пользователей этой логистики.
Что касается деятельности Viterra в Украине, то компания представлена дочерней структурой — ПИИ «Вайтерра Украина». Уже во время войны, в мае 2024 года, Viterra приобрела зерновой элеватор в Винницкой области, который принадлежал ООО «Пеньковский ЗПК». По мнению аналитиков рынка, стоимость этой сделки выглядит значительно завышенной, а часть ее участников имеют сомнительную историю.
Так, по данным участников рынка, Viterra приобрела элеватор за $8 млн, хотя до полномасштабной войны его безуспешно пытались продать за $5,5 млн. То есть менеджеры глобального трейдера заплатили за актив больше, чем он стоил в довоенные годы. Эксперты предполагают, что в этом случае может идти речь не о классической инвестиции, а, скорее, о проявлениях корпоративной коррупции. По информации СМИ, сделку пролоббировали руководитель «Вайтерра Украина» Алексей Деркач и региональный топ-менеджер Viterra Ник Уильямс — персонаж с сомнительной репутацией, который фигурирует в западных расследованиях из-за «креативного» сворачивания бизнеса компании в россии.
«Заплатив цену, превышающую рыночную, украинский менеджмент Viterra, вероятно, также преследует собственные интересы, особенно учитывая процесс объединения с компанией Bunge. Так часто бывает в процессе слияния двух крупных игроков на рынке, когда компании пытаются быстро закрывать сделки, а финансовый контроль может быть ослаблен из-за масштабов процесса. Завышенная цена элеватора может быть результатом подобной схемы, когда стоимость активов искусственно завышается для личной выгоды», — отметил эксперт, директор Института мировой политики Евгений Магда.
И напоследок: эксперты рынка обращают внимание на финансовую нестабильность Viterra. В первом полугодии 2024 года (годовой отчет компания до сих пор не обнародовала) выручка компании снизилась на 22%, а EBITDA сократилась с $1,08 млрд до $0,69 млрд. По оценкам Fitch Ratings, в целом по итогам прошлого года EBITDA Viterra упала до $1 млрд по сравнению с $1,6 млрд в 2023 году.