Так интерес Нордхауса сосредоточен на климатических изменениях и их влиянии на экономику, а Ромер занят изучением влияния на экономику технологического прогресса.
Как пишет «Экономическая правда», Уильяму Нордхаусу 77 лет. Он родился 31 мая 1941 года в Альбукерке, США. Нордхаус получил степень бакалавра в Йельском университете в 1963 году. В 1967 году он получил докторскую степень по экономике в Массачусетском технологическом институте, после чего вернулся в «Йель», где продолжает работать.
Нордхаус стал одним из первых, кто начал говорить о необходимости налогообложения выбросов углерода. По сути, углекислый газ, который попадает в атмосферу и нагревает Землю, не укладывается в обычные рыночные транзакции.
Нордхаус утверждал, что лучший способ ограничить выбросы — рассчитать стоимость фиксированного уровня выбросов, а затем потребовать от компаний или правительств оплатить эти расходы.
«Изменение климата является частью особого вида экономической деятельности, известной как глобальные общественные блага. Чтобы решить эту проблему, как минимум, все страны должны договориться о штрафе за выбросы углекислого газа и других парниковых газов по согласованной минимальной цене», — говорится в его работах.
В 1990-х Нордхаус разработал первую интегрированную оценочную модель DICE (Dynamic Integrated Climate-Economy). Она позволяет экономистам анализировать затраты на изменение климата. В этой модели связаны воедино экономические и климатические показатели (связь экономического роста с выбросами углерода и потеплением).
Эта модель позволила высчитать, сколько денег должны платить все причастные к выбросам в атмосферу и возможным климатическим изменениям. Нордхаус считает, что примерно 40 $/тонну.
Позже он создал похожую региональную модель (RICE), с помощью которой можно спрогнозировать затраты на выбросы в регионе или стране.
В целом, благодаря работам Нордхауса мировое сообщество научилось оценивать экономические последствия глобального потепления.
Американскому экономисту Полу Ромеру 62 года. Он бакалавр математики (1977) и доктор философии (1983) в области экономики Чикагского университета.
Ромер попытался объяснить роль технических достижений в обеспечении экономического роста, понять поразительное ускорение роста экономики, которое началось с промышленной революцией.
Если традиционная экономика рассматривает только два фактора производства — капитал и труд, то Ромер добавляет третий — технологию.
Как отмечает New York Times, экономисты традиционно рассматривали появление новых идей как манну с небес: очевидно важную, но не контролирующую государственную политику.
Ромер утверждал, что компании и государства могли бы способствовать технологическим инновациям, например, инвестируя в новые исследования и разработки.
Один из выводов Ромера в том, что экономика, располагающая ресурсами человеческого капитала и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишенная этих преимуществ.
Из модели Ромера следует: если одна фирма добивается продвижения, то остальным гораздо легче этому научиться. То же самое может происходить с ценой товара.
«Предметы сохраняют постоянную стоимость за единицу продукции, тогда как идеи имеют огромную стоимость за первую единицу продукции и практически нулевую — за каждую следующую единицу», — говорит Ромер.
Ученый не является автором идеи эндогенной модели экономического роста. Он доработал модель другого американского экономиста Кеннета Эрроу, поэтому модель обучения в процессе деятельности (Learning-by-doing) названа в честь обоих экономистов.
Ромер изменил подход к макроэкономике, предложил другой способ моделирования экономических процессов.
«Он ввел параметр «знания», коэффициент, который сам является фактором производства. Он предложил другой взгляд на то, как моделировать экономику, и этот взгляд оказался очень плодотворным. Он позволял понять, почему на практике какие-то страны растут, а какие-то не растут, и одновременно объяснить, от чего зависит производительность труда. Один из влияющих на нее факторов и есть общий набор знаний и идей», — пишет N+1.