Компания LTG Cargo, принадлежащая группе LTG (железные дороги Литвы), объявила о внутреннем расследовании информации о поставках белорусской компанией «Агропродукт» рапсового масла, изготовленного из сырья, вывезенного с оккупированной территории Украины.
Как пишет LRT.lt, перевозки приостановлены, в частности, на минувшей неделе на станции Кяна были задержаны 8 вагонов с рапсовым маслом, направлявшихся в порт Клайпеды.
белорусское масло, произведенное из рапса, выращенного в Херсонской области, транзитом через Литву отправлялось в Норвегию, Израиль, Китай, ОАЭ и Вьетнам.
По данным LTG Cargo, в 2024 году транзитом через Литву уже прошло почти 50 тыс. т масла «Агропродукт». Однако, по данным расследователей, объём значительно больше, поскольку в прошлом году транспортировкой этих грузов в Литве занимались три компании: Gen Cargo, Baltijos Pervežimai и Baltic Cargo Agent.
Компании заявили, что не знали о происхождении сырья с оккупированных территорий. Кроме того, «Агропродукт» не находится в санкционных списках, а грузы проходили все необходимые таможенные проверки и фильтры LTG.
Министерство сельского хозяйства Литвы пояснило, что ЕС не запрещал импорт продуктов питания, а в отношении рапсового масла не вводились повышенные пошлины. Единственный возможный способ ограничить ввоз российской и белорусской продукции — создать условия, при которых она станет неконкурентоспособной, но такие решения должны приниматься на уровне Евросоюза.
Глава Белорусского расследовательского центра (БРЦ) Станислав Ивашкевич в комментарии изданию отметил оперативность реакции Литвы на расследование журналистов.
«Мы привыкли, что Литва довольно оперативно реагирует на журналистские расследования в вопросе обхода санкций, но я бы сказал, что это один из самых быстрых эффектов, который был. Мы ожидали реакцию, но нас удивила скорость», — говорит Ивашкевич.
Расследователи выяснили, что украинское зерно из оккупированных россией территорий Украины вывозится в беларусь, в том числе и под давлением на украинских фермеров. Помимо прочего, российские оккупационные власти закупают рапс «как минимум на 30% ниже рыночной стоимости», что также может указывать на давление на украинских фермеров.