Такое мнение высказал заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики», к.э.н. Леонид Тулуш, говорится в сообщении института.
«Несмотря на заявления инициаторов законопроекта (№3656) относительно того, что принятие соответствующего Закона «будет способствовать поддержке сельхозтоваропроизводства в Украине, привлечению инвестиций, обновлению основных фондов предприятий, повышению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства» и формированию ряда других положительных эффектов для аграрной отрасли, профессиональный анализ положений данной законодательной инициативы формирует основания для менее оптимистичной оценки возможных последствий практической их реализации для сельхозпредприятий — плательщиков НДС», — отметил эксперт.
По его словам, любая налоговая новация должна соответствовать критерию, согласно которому определенное законодательное решение будет считаться улучшением лишь в случае, когда оно приносит экономические выгоды определенным экономическим субъектам, не снижая существенно возможностей развития или не принося ущерба другим участникам экономических отношений.
В случае с законопроектом №3656 соответствующие условия не соблюдены, подчеркнул Леонид Тулуш. Ведь предложенное решение принесет очевидные выгоды только трейдерам. При этом другие участники экономических отношений в АПК — производители, переработчики и государство — понесут определенные убытки или возможности для их развития будут снижены.
«В первую очередь, это касается сельхозпредприятий — плательщиков НДС. Следует помнить, что отечественная практика администрирования НДС существенно отличается от аналогичной в странах ЕС. Прежде всего это касается вопроса получения бюджетного возмещения НДС», — отметил эксперт.
По расчетам ученых, ввиду того, что доля добавленной стоимости в цене указанных в законопроекте видов сельхозпродукции составляет, в среднем, около 55%, 14%-ной ставки НДС хватит лишь для компенсации сумм «стандартного» входящего — то есть не связанного с понесением инвестиционных расходов — НДС, уплаченных поставщикам производственных факторов.
«При этом «новый» остаток НДС — то есть суммы НДС-обязательств в бюджет — будет втрое меньше, чем при действующем порядке. В результате, у сельхозпредприятий возникнет необходимость получения бюджетного возмещения по НДС при осуществлении ими инвестиционных расходов», — пояснил Леонид Тулуш.
К тому же, после снижения ставки НДС для поставок сельхозпродукции и, соответственно, существенного уменьшения объемов НДС-обязательств, период компенсации отрицательных сумм НДС увеличится в разы, предостерег эксперт.
«Вариант с компенсацией сумм инвестиционных НДС-расходов за счет формирования заявок на возмещение НДС из бюджета не будет способствовать решению данной проблемной ситуации, поскольку, согласно нормам Налогового кодекса Украины, такому возмещению предшествует внеплановая документальная налоговая проверка», — объясняет он.
В результате, по оценкам ученых, большинство сельхозпредприятий будет избегать дополнительного внимания со стороны фискалов в виде внеплановых проверок, а потому направлять соответствующие суммы НДС-расходов, понесенных при закупке товаров инвестиционного характера, в счет погашения будущих НДС-обязательств, фактически изымая их из своего оборота на достаточно длительное время.
«Итак, для сельхозпредприятий снижение ставки НДС — при одновременном осуществлении инвестиционных затрат — означает или дополнительные налоговые проверки, или изъятие оборотных средств на достаточно длительный период», — разъяснил эксперт.
В то же время, как подчеркнул Леонид Тулуш, следует учитывать и то, что в сельском хозяйстве НДС выполняет «мотивационную» функцию — стимулирование сельхозпредприятий к осуществлению расходов инвестиционного характера, в первую очередь — приобретение сельхозтехники. Ведь в результате осуществления таких расходов — в частности, приобретение сельхозтехники, и, соответственно, формирования налогового кредита, суммы НДС-обязательств не уплачиваются в бюджет.
«После снижения сумм НДС-обязательств вследствие снижения ставки НДС, соответствующая «мотивация» по осуществлению инвестиционных расходов, в том числе, приобретение техники, у сельхозпредприятий исчезнет — ведь существенно уменьшится один из источников их финансирования.
Это может негативно сказаться на темпах инвестиционной активности в отрасли, а также на емкости соответствующего рынка товаров инвестиционного назначения — сельхозтехники и сопутствующих товаров, элеваторов и соответствующего оборудования и тому подобное. Данный рынок существенно «сузится», что негативно скажется на эффективности функционирования его операторов, независимо от того, какую технику или оборудование они предлагают — импортную или отечественную», — спрогнозировал Леонид Тулуш.