Такое мнение высказал заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики» к.э.н. Леонид Тулуш, говорится в сообщении института.
По его мнению, следует определиться с правильным позиционированием законодательной инициативы, предусмотренной законопроектом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции» №3656. Ведь она, предвидя только точечное изменение в механизме взимания НДС, не может принести выгоды всем участникам экономических отношений в АПК.
Задекларированные в пояснительной записке выгоды от практического внедрения законопроекта для перерабатывающих предприятий являются переоцененными, подчеркнул Леонид Тулуш.
«Несмотря на декларации разработчиков, что от снижения ставки НДС на этапе сельхозпроизводства выигрывают не только сельхозпроизводители, но и переработчики, проведенная учеными Института аграрной экономики профессиональная оценка возможных последствий введения новации для данной группы субъектов экономических отношений в АПК показывает, что перерабатывающие предприятия могут чуть ли не больше всего пострадать от практической реализации законопроекта», — отметил ученый.
В частности, в документе среди выгод для перерабатывающих предприятий приводится аргумент относительно того, что срок уплаты основной суммы НДС для них переместится с даты оплаты сырья на дату оплаты обязательств по операциям по реализации продуктов его переработки. Впрочем, соответствующие суммы НДС необходимо будет платить сразу, поскольку на соответствующую величину уменьшится объем налогового кредита перерабатывающих предприятий. Следовательно, заявленное разработчиками преимущество на самом деле отсутствует, заметил Леонид Тулуш.
Он напомнил, что изменение ставки НДС на любом этапе цепи поставок на самом деле означает вмешательство в ценообразование.
«Для устранения негативного влияния на деятельность переработчиков цены на сельхозпродукцию — с учетом НДС — должны снизиться на 5%, то есть на удельный вес НДС в цене с учетом данного налога. Однако далеко не факт, что новый уровень цен на определенные в законопроекте виды сельхозпродукции сформируется именно на таком уровне. Ведь все будет зависеть от рыночной способности покупателей и продавцов, которая будет зависеть от вида продукции. А это формирует риски уменьшения эффективности деятельности перерабатывающих предприятий», — подчеркнул Леонид Тулуш.
Поскольку в результате снижения налоговых обязательств, которые направляются на возмещение сумм налогового кредита, сельхозпредприятия понесут определенные потери от снижения ставки НДС, они будут пытаться компенсировать их за счет сохранения имеющейся цены с НДС, спрогнозировал ученый. В случае же, если цена с НДС на сельхозпродукцию не снизится на необходимые 5%, то уменьшится рентабельность деятельности перерабатывающих предприятий.
«Или же они будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию, что обусловит рост цены на продукты питания. При этом возникнет парадокс: при однократном снижении ставки НДС на сельхозпродукцию цены на продукты питания могут вырасти», — считает он.
Кроме того, практическая реализация законопроекта №3656 будет иметь дестимулирующее влияние на осуществление переработки сельхозпродукции в Украине, считает эксперт.
«Ведь в случае налогообложения поставок непереработанной сельхозпродукции (например, зерна) по ставке 14%, а продуктов ее переработки (муки, масла, шрота и т.п.) — по ставке 20%, у трейдеров теряется мотивация «работать» с продуктами переработки. Это объясняется тем, что в случае «работы» трейдеров с непереработанной сельхозпродукцией «отток» финансовых ресурсов на уплату НДС, подлежащего возврату из госбюджета, будет на 30% меньше. Это будет определять приоритетность для трейдеров экспорта именно непереработанной продукции, а не продуктов переработки», — добавил ученый.
Среди негативных эффектов введения данной законодательной инициативы следует также выделить формирование неравномерной среды функционирования для отдельных категорий перерабатывающих предприятий — плательщиков и неплательщиков НДС, отметил Леонид Тулуш.
«Часть перерабатывающих мощностей после снижения ставки НДС на сельхозпродукцию за счет дробления бизнеса может перейти на схему функционирования без НДС. В дальнейшем такая продукция будет направляться к потребителю без НДС, а участники таких схем налоговой оптимизации получат конкурентные преимущества. Тогда как при нынешнем порядке наличие 20%-ной ставки НДС на входное сырье определенным образом сдерживает распространение таких схем: существенный размер входного НДС делает неэффективными соответствующие схемы налогового планирования», — считает он.
Таким образом, снижение ставки НДС на отдельные виды сельхозпродукции — без распространения действия такой ставки на продукты их «первичной» переработки — может спровоцировать углубление сырьевой модели развития аграрной отрасли Украины, подытожил Леонид Тулуш.