Об этом в интервью изданию Hubs рассказал директор компании «Паритет-АГРО» Игорь Ботштейн.
По его словам, раньше, когда спецрежим еще действовал, деньги, которые сельхозпроизводители платили в виде НДС, аккумулировались на их собственных спецсчетах. С этих денег покупали запчасти, дизтопливо, удобрения. Теперь производитель должен отдать эти средства в бюджет.
Как следствие — аграрии поднимают цены, чтобы компенсировать свои расходы по НДС. В первую очередь, на пшеницу, потом на кукурузу, ячмень, в общем, на все, на что откликается рынок. «А почему рынок откликается? Потому что раньше экспортер покупал у сельхозпроизводителя товар с НДС, для которого был спецрежим, и он не имел права оставлять у себя этот налоговый кредит при экспорте. Он должен был сделать условную продажу и доначислить себе тот налоговый кредит, который получил при покупке у сельхозпроизводителя», — говорит Игорь Ботштейн.
Сегодня, отмечает он, аграрии платят НДС, экспортерам этот НДС остается и экспортеры покупают у аграриев продукцию дороже.
«Поэтому если на Новый год цена кукурузы была 3200 грн/т, то сейчас — 4000 грн/т. Потому что у меня остается налоговый кредит, при этом экспортные валютные цены не поменялись, а даже упали», — сетует аграрий.
В конечном итоге отмена спецрежима НДС ударила не по производителю, он поднял цены — и рынок откликнулся. Она ударила по потребителю, потому что продовольственная пшеница подорожала на 15%, из-за этого на столько же подорожала мука, и хлеб тоже поднимется в цене.
Для справки: С 1 января 2015 года в Украине действует пропорция распределения налога: по операциям с зерновыми и техническими культурами 85% уплачивается в бюджет, 15% — остается в собственном распоряжении, с продукцией животноводства — 20%/80%; с другими сельхозтоварами и услугами — 50%/50%.