Об этом рассказала заместитель главы ЕБРР в Украине (промышленность, торговля и агробизнес) Леся Кузьменко в интервью «АПК-Информ».
«Аграрный сектор находится в постоянном развитии на протяжении последних 10 лет, это видно по росту средней урожайности, например. Запросы компаний на финансирование во многом зависят от макроэкономической ситуации. Во времена жесткого кризиса, например, 2014–2015 гг., когда многие банки уходили с рынка и речь шла просто о выживаемости бизнеса, запросы были в основном на финансирование оборотного капитала. Во времена относительной стабильности и роста экономики компании начинают задумываться об улучшении эффективности производства, и мы рассматриваем больше проектов, связанных с модернизацией производства или улучшением логистики.», — объяснила она.
Кроме того, по словам Кузьменко, есть проекты по биоэнергетике из отходов сельского хозяйства, однако таких проектов все еще не много по сравнению с солнечной энергогенерацией.
«Мы бы хотели видеть больше проектов по развитию производства с добавленной стоимостью, но мы понимаем, что для таких проектов нужно, в первую очередь, развивать экспортные рынки, так как внутренний рынок Украины достаточно маленький», — добавила замглавы ЕБРР отметив, что у банка есть программы как для крупных компаний, так и для малого и среднего бизнеса.
Кузьменко подчеркнула, что инвестиционный климат всегда был и остается непростым в Украине. В рейтинге по легкости ведения бизнеса Украина постепенно поднимается, но она не является одной из первых стратегических стран для вложения капитала для иностранных инвесторов. Например, наши соседи — Беларусь, Литва и Польша — входят в первую тридцатку рейтинга Doing Business Всемирного банка, а Украина занимает в нем 71 позицию.
«Тем не менее, иностранные инвестиции в агросектор Украины идут и даже растут, так как сельское хозяйство страны является достаточно прибыльным бизнесом за счет плодородной почвы, способной на рекордные урожаи при условии правильной культивации и использования высокоэффективной уборочной техники, а также относительно дешевой рабочей силы и сравнительно недорогой аренды земли. Однако в связи с недавним укреплением курса гривни последние преимущества ослабли», — пояснила эксперт.