Жизнь после отмены печатей: к чему готовиться?

08 июня 2017, 07:15 6899
Маргарита Татарова

В юридических кругах уже который месяц жарко обсуждается тема отмены обязательного использования печатей субъектами хозяйствования. Причиной тому является принятие Верховной Радой Украины Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими-лицами предпринимателями» от 23.03.2017 №1982-VIII (далее — «Закон»), который вступит в силу 19 июля 2017 года.

Прежде всего, пройдёмся по ключевым новациям, предусмотренным Законом:

  • из законодательных актов исключаются положения об обязательном использовании печатей, вне зависимости от их наличия у субъектов хозяйствования;
  • исключается возможность признания документа (соглашения, сделки) недействительным (несовершенным, незаключенной) в связи с отсутствием оттиска печати;
  • исчезает необходимость использования печати во взаимоотношениях субъектов хозяйствования с государственными органами и органами местного самоуправления (далее — «контролирующий орган»;
  • требование со стороны должностного лица контролирующего органа наличия оттиска печати на документе, а также отказ соответствующего лица принять официальный документ по причине отсутствия на нем оттиска печати, — являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 850 до 1700 гривен.

Так, оттиск печати больше не является обязательным реквизитом каких-либо документов, выдаваемых субъектами хозяйствования. Положения законодательства унифицированы и сводятся к тому, что иметь печать — право, а не обязанность субъектов хозяйствования. Отметим, что это вполне логично, учитывая, что и до принятия вышеуказанного Закона Хозяйственный кодекс Украины (далее — «ХК Украины») устанавливал, что субъекты хозяйствования могут иметь печати (опять-таки, на добровольных началах, а не в обязательном порядке). Таким образом, нормативно-правовые акты, выдаваемые на основе, а иногда — также с целью более предметного правоприменения положений ХК Украины, часто противоречили ему, включая в себя нормы, касающиеся требования заверять печатью субъекта хозяйствования те или иные документы.

Такие несоответствия базовым нормам ХК Украины прослеживались как в специальном законодательстве (Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине», Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и другие, в которых повсеместно упоминалось о необходимости заверить тот или иной документ субъекта хозяйствования оттиском печати или нотариально), так и на практике часто выступали предметом дискуссий с представителями контролирующих органов (даже если прямого указания в законодательстве нет, должностным лицам контролирующих органов зачастую кажется недостаточным подписи уполномоченного лица на документе).

Часть 2 статьи 58-1 ХК Украины устанавливает, что для изготовления печатей получение любых документов разрешительного характера не предусматривается. Таким образом, лица, желающие изготавливать печати, а также те, которые желают использовать печать в своей хозяйственной (или нехозяйственной) деятельности, абсолютно свободны в своих действиях.

На практике заказ и изготовление печати для субъекта хозяйствования занимает день, а то и час, и обычно происходит следующим образом: вы обращаетесь в компанию, занимающуюся изготовлением печатей, указываете им название вашей организации (или ФЛП), идентификационный код, делаете предоплату (стоимость печати колеблется в пределах 300-500 гривен) и в тот же день можете забрать печать, уже готовую заверять документы, выдаваемые субъектом хозяйствования, который вы представляете. Более того, никакие документы, в том числе доверенность на представление интересов субъекта хозяйствования, представлять при приобретении печати не требуется. Как видно из описанного выше, теоретически, в украинских реалиях любое лицо может приобрести печать для любого субъекта хозяйствования.

Тем не менее, можно отметить следующие риски, связанные с отменой обязательности печатей:

  • упрощение подделки документов. Так, если прежде рейдерам и другим недобросовестным лицам необходимо было приложить усилия и подделать, возможно, не только подписи уполномоченных лиц субъектов хозяйствования, но и оттиск печати (скажем, на финансовой отчетности компании, документах, подтверждающих полномочия и т.д.), то теперь порог защиты документа несколько снижен;
  • продолжение споров с должностными лицами контролирующих органов. Как было описано выше, многие должностные лица контролирующих органов считают наличие оттиска печати рядом с подписью уполномоченного лица прямым подтверждением подлинности документа. В связи с этим, не исключено, что представители контролирующих органов будут настаивать на подкреплении действительности того или иного документа оттиском печати ввиду личной ответственности за проведенные регистрационные или иные необходимые действия в отношении соответствующего документа.
  • рост количества судебных процессов в спорах о признании незаконными и недействительными тех или иных документов (соглашений, сделок).

Отсюда, предлагаем следующие способы минимизировать риски:

  • ведение электронного документооборота позволяет практиковать подписание документов (к примеру, договоров) с использованием электронной цифровой подписи;
  • использование QR-кода на документах в качестве дополнительной защиты;
  • закрепление в уставе компании положения о требовании проставления печати на всех документах, издаваемых ею. Так, если злоумышленники подделают подпись на документе, якобы выданном субъектом хозяйствования, — им может быть неизвестно, что уставом предусмотрено дополнительное требование о проставлении печати;
  • определение нескольких подписантов документов компании, наличие подписи каждого из которых на документе будет являться обязательным, или
  • расширение в уставе компании перечня документов, подлежащих обязательному нотариальному заверению.

По нашему мнению, изменения, вносимые Законом, в целом являются позитивными и обоснованными. Экономически развитые страны также отходят от устаревших канонов деловодства, направляя усилия контролирующих органов, в частности, на осуществление надзора за соблюдением норм законодательства, а также контроль и противодействие неправомерным актам со стороны физических и юридических лиц.

Учитывая то, что в статье 358 Уголовного кодекса Украины закреплена уголовная ответственность за подделку документов, печатей, штампов и бланков, а также их сбыт или использование (в зависимости от квалификации преступления, может быть применён как штраф в размере до 17 000 гривен, так и арест сроком до шести месяцев или ограничение воли на срок до трёх лет), государству необходимо направить усилия на повышение правосознания граждан. Так, закон должен быть не только отображен на бумаге, но и также — работать на практике, что можно определить позитивной динамикой в статистике уличения лиц в подделке документов и привлечения виновников к ответственности.

Маргарита Татарова, младший юрист Eterna Law

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.