А насколько впечатляет состояние аграрного рынка труда? Дефицит кадров, некачественное образование и низкая вовлеченность. Сегодня конслатинговая компания DEVELOR UKRAINE поделится с вами своим взглядом на насущные вызовы и тренды. Но самое главное — рассмотрим, что же делать, чтобы несмотря ни на что, компании становились прибыльнее и успешнее, а сотрудники — вовлеченнее.
Тренд №1
Дефицит квалифицированного производственного персонала и высокая миграция за границу
На данный момент около 4 млн украинцев участвуют в трудовой миграции, и приблизительно 2,7 млн из них находятся за границей одновременно. Этими страшными цифрами, пожалуй, уже не испугать аграрный менеджмент. Они и так все это знают и чувствуют. Ведь именно синие воротнички, такой необходимый ресурс для агросектора, стал неким «видом на грани исчезновения».
Где искать и что им предлагать? Как привлекать и не отпускать?
Что делать?
1. Предлагать альтернативу или принцип «айкидо»
И кажется ведь, куда нам до этой Польши… И зарплаты не те, и уровень жизни оставляет желать лушего. Бесспорно, для 79% сотрудников зароботная плата и социальный пакет (!) являются важными критериями при выборе работодателя. Однако, не зарплатой же единой:
Если присмотреться, то помимо хорошего заработка респонденты очень ценят и другие аспекты, которые «Польша» никак не может обеспечить, — когда семья и близкие рядом, когда есть возможности для карьерного роста и развития, когда больничный оплачивается, условия труда достойные, а рабочая атмосфера и отношение к людям мотивируют возвращаться на работу каждый день.
Что мы в DEVELOR советуем нашим клиентам — тщательно изучайте опыт своих сотрудников и кандидатов! Что для них важно, что болит, чего не может дать им «Польша»? Найдите точки «боли» и предлагайте им альтернативу. Или даже используйте их же силу против них. Например, знаете ли вы, о чем мечтают многие ваши сотрудники? Иметь возможность уехать на 3 месяца на заработки без утраты рабочего места у вас в организации. Что скажете? Утопия? Глупость? Или возможность?
2. Повышайте продуктивность труда
Оптимизируй, оптимизируй и еще раз оптимизируй. Пересмотрите свои бизнес-процессы — может, именно там скрывается источник незакрытых позиций.
Например, некоторые аграрные компании переводят работу агрономов в удаленный режим, которые получают данные для анализа с полей с помощью камер, дронов и планшетов. Бинго! И не нужно тратить время на многочисленные выезды в поля и, соответственно, раздувать штат.
Более того, по данным отчета McKinsey, к 2030 году 15% мировой рабочей силы может быть сокращено из-за автоматизации. Повышение продуктивности труда даст не только возможность оптимизировать штат, но и позволит повысить зарплаты (и Польша точно проиграет!). Преимущества точного земледелия уже не кажутся какой-то большой и несбыточной мечтой. Так почему бы не пересмотреть, оптимизировать и оцифровать и какие-то другие процессы у себя в организации?
3. Используйте резервы
Сегодня в Украине только 61% женщин трудоспособного возраста заняты, по сравнению с 73% мужчин. А ведь еще есть люди предпенсионного и пенсионного возраста, люди с инвалидностью, иммигранты. Сейчас как никогда общество приблизилось к идеям глобального равенства: без сексизма, эйджизма, шовинизма и так далее. Исследовали ли вы уже эти возможности или хотите продолжать тягаться за «молодых специалистов» или «опытных экспертов» с гигантами вашей отрасли, у которых огромные бюджеты на развитие своего HR-бренда, более выгодные условия труда и так далее. Если весь рынок твердит, что образование устарело и студенты приходят к работодателю практически «стерильными», что приходится их учить всему заново, то почему нельзя также обучать и другие категории кандидатов?
Тренд №2
Роботизация и автоматизация
Работник агросектора — это больше не фермер в соломенной шляпе. Новомодное «ІТ» стало как никогда ближе к аграриям. Руководить трактором можно, настроив нужную программу, а засевать поля, сидя в уютном офисе. Классно и круто для собственников, но как же стрессово для ваших людей. Ведь вчера ты ездил на том же тракторе, а сегодня должен нажимать на какие-то кнопки.
«Очень часто наши клиенты отказываются покупать инновационные тракторы даже не из-за денег — попросту некому на них работать. Их сотрудники — механизаторы, операторы — совсем не готовы к таким переменам, это их скорее пугает. «А вдруг мы что-то сломаем?», «А ведь и так хорошо работали, зачем?» А фермер ведь может сэкономить 10 тысяч долларов в сезон на использовании новых технологий», — комментирует руководитель отдела обучения, развития и оценки персонала компании «Агротек» Ольга Черная.
Что делать?
1. Развивать диджитал-мышление
Действительно, далеко не все ваши сотрудники готовы к таким изменениям и хотят менять свои рабочие привычки и открываться новому. Поэтому очень важно подготовить их к диджитал-трансформации. Сотрудникам нужно понимать, что делать с новыми технологиями и как приспособиться к ним (а их — к себе), почему это удобно и для них, как самостоятельно развиваться в этом направлении и приветствовать инновации. Поэтому сейчас у DEVELOR такой спрос на тренинги по развитию диджитал-мышления.
2. Учить учиться
Обучаемость — это не способность, а навык. Развивайте его в ваших сотрудниках. Известна классическая формула: 70% развития человека приходится на него самого — это обучение на рабочем месте, 20% — роль руководителя и лидера, и еще 10% — это вклад системы обучения в компании. Но это не означает, что 70% не в вашей зоне влияния. В ваших силах построить культуру «мышления роста» в компании, когда сотрудники сами стремятся развиваться, учиться, не видят этому ограничений, не боятся сложностей и вызовов.
Тренд №3
Отсталость образования
Ускорение — мегатренд современного мира, и поспевать за таким стремительным развитием действительно сложно. И, как говорилось ранее, особенно сложно это дается государственной системе образования, гибкости которой явно не хватает. Поэтому даже после 4-6 лет обучения к вам приходит «голенький» сотрудник, которого снова нужно обучать.
Что делать?
1. Взаимодействуйте
Думайте об этой проблеме заранее. Устанавливайте договоренности со школами, техникумами, высшими учебными заведениями. И творите систему дуального образования, где теория и практика воедино. Заодно это и отличный способ поглядеть на своих будущих кандидатов, да и себя показать (о бренде работодателя помните?).
«С 2016 года мы реализовываем социальный проект «Осознанный выбор» для учеников 9 и 11 классов сельских школ, действующих в регионах присутствия компании. Так мы способствуем осознанному выбору будущей профессии выпускниками школ и более того — знакомим местную молодежь с современным агропроизводством: высокотехнологичным, прогрессивным, перспективным для построения будущей карьеры», — делится директор по персоналу и коммуникациям компании «Сигнет Агрохолдинг» Ольга Дядечко. Кстати, компания за этот проект в 2016 году получила престижную премию HR-бренд.
2. Обучайте внутри
Мощная внутренняя система обучения — это must have современной компании. Однако тут главное помнить, что обучение — это никак не точечные мероприятия (провели тренинг и порадовались). Это непрекращающийся процесс, где нужно все комплексно планировать и воплощать. И важнейшая роль в этом процессе лежит на плечах руководителей. Как говорит эйчар-мудрость:
Поэтому вкладывайте в развитие лидерских компетенций своих менеджеров, сделайте из них лучших наставников и коучей, и вы удивитесь, каких результатов они смогут достичь.
Тренд №4
Персонализация
«Всех под одну гребенку» теперь уж точно не работает и далеко не всех удержишь приличной зарплатой, привлекательным социальным пакетом, крутым офисом или гибким расписанием. Все мы разные и хотим разного. И когда в одной компании работает пять разных поколений, и каждый работник со своим уникальным набором возможностей и потребностей, не получится всех одинаково адаптировать, обучить и заинтересовать.
«Во времена кадрового голода перед работодателями стоит супервызов: развивать лояльность тех, кто уже работает, и соревноваться за внимание тех, кого мы хотим видеть с нами, не стандартными и ожидаемыми вещами, а добросовестно планируя и удивляя уникальным опытом работника», — утверждает старший тренер, партнёр и консультант DEVELOR UKRAINE Оксана Юрик.
Что делать?
Искать индивидуальные подходы в сотворении опыта кандидата и сотрудника для ваших ключевых позиций. Как? Разработать Employee Value Proposition (Ценностное предложение сотрудника) для каждой ключевой группы сотрудников и спланировать их Employee Journey Map (Путь сотрудника), учитывая все точки контакта: каналы поиска и методы привлечения, формы трудоустройства и системы мотивации, формы обучения и развития, адаптации и вовлечения. Чтобы на каждом этапе взаимодействия с вами, как работодателем, были учтены потребности и приоритеты каждой группы сотрудников.
Ну и напоследок — главное «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Во-первых, делать. Если пустить на самотек, вас тем же потоком унесет совершенно не в том направлении.
Во-вторых, делать, как раньше, уже нельзя. Нужно адаптироваться, искать новые подходы и проявлять мастерство гибкости, креатива, планирования, систематичности.
В-третьих, делать ДЛЯ людей. Не для земельного банка, не для тракторов или семян. А для людей, ведь сегодня особенно ощущается, что именно в них ключ к успеху вашего предприятия. Любите их, вкладывайте в них, обнимите своего HR и найдите надежного партнера по развитию персонала :)
DEVELOR UKRAINE, консалтинговая и тренинг компания
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.