Это подрывает перспективы развития сельского хозяйства, веру в управление землями государством и приверженность правительства к созданию конкурентного и прозрачного рынка земли для землепользователей, местного населения и инвесторов. Беларусь и Украина — последние страны в Европе, где продажа сельхозземель запрещена.
Снятие моратория многие воспримут как важный сигнал приверженности к реформам. Это создаст прозрачный и конкурентный рынок земли, который будет функционировать в интересах народа Украины. Прозрачный и конкурентный рынок земли принесет серьезные экономические и социальные последствия:
1) будет способствовать привлечению финансов и инвестиций;
2) простимулирует необходимые организационные и административные изменения для борьбы с масштабной коррупцией;
3) поможет 7 млн небольших собственникам земельных участков использовать их конституционно гарантированные права на недвижимость.
При этом в Украине более 25% сельхозземель находится в государственной собственности — 10,5 млн га из 40,9 млн га всего, в том числе около 8 млн га — это пахотные земли. Для сравнения, общая площадь пахотных земель в Германии составляет около 12 млн га, в Швейцарии — примерно 500 тыс. га.
Государственные сельхозземли включают в себя земли запаса, которые были сформированы в процессе приватизации. Около 2,5 млн га сданы в аренду производителям. Сюда также можно отнести земли, которые находятся в пользовании государственных предприятий (550 тыс. га), земли Национальной академии аграрных наук (500 тыс. га). Только 1,6 млн га государственных сельхозземель зарегистрированы в Государственном земельном кадастре. При этом 8,9 млн га — не зарегистрированы.
Это значит, что правительство не контролирует, как на самом деле используется большинство земель, находящихся в государственной собственности. Очевидно, что это приводит к впечатляющим потерям дохода и коррупции.
Свет на настоящий порядок вещей может пролить простой расчет. Цена за аренду земли находится на уровне от 75 до 150 $/га. Если предположить, что незарегистрированная земля будет надлежащим образом зарегистрирована и права землепользования — в будущем также права собственности на землю — будут проданы с аукциона, государство ежегодно сможет получать дополнительные многомиллионные доходы, даже без приватизации этих земель.
Этого будет достаточно, чтобы покрыть расходы на завершение общенациональной электронной регистрации земли и заполнение кадастра. Инвестбанкиры могут назвать такую инвестицию элементарной. Очевидно, что дальнейшие приватизационные аукционы по государственным сельхозземелям смогут удвоить или утроить дополнительный государственный доход.
Государство может решить ограничить свою роль на рынке с/х земель, сузить ее. Это:
1) позволит получить достаточный уровень конкуренции и прозрачности путем обеспечения потенциальных покупателей и продавцов максимальным количеством информации;
2) обеспечит эффективное функционирование системы поддержки и мероприятий по сокращению административных расходов в земельных сделках;
3) обеспечит справедливость, объективность и защиту прав собственности через эффективные механизмы обжалования и механизмы урегулирования споров.
Экономические издержки и выгоды реформы в сфере государственных сельхозземель должны оценить независимые эксперты. Экономисты и фермеры легко согласятся, что земли должны использоваться тем, кто будет делать это наиболее эффективно.
Недостаточная прозрачность снизит перспективы развития для фермеров, землевладельцев и местных общин. Это также ограничивает развитие финансовых инструментов, в том числе ипотечного кредитования.
Внимательный анализ земельной реформы, несомненно, является важным шагом для сильного и устойчивого развития сельского хозяйства и убедительным сигналом для украинского народа и международных партнеров — сигналом настоящего реформирования от украинских лидеров.
Хайнц Штрубенхофф, руководитель программ развития агробизнеса IFC/World Bank Group
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.