Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак во время вебинара «Плодоовощной экспорт в Китай: барьеры и возможности для украинских производителей».
«Китай является одним из лидеров экспорта плодоовощной продукции и занимает третье место после США и Испании по объему в стоимостном измерении экспорта. В то же время эта страна имеет достаточно строгие правила импорта, и для получения доступа к рынку Китая надо потратить время, чтобы открыть определенные категории продукции», — отмечает Андрей Ярмак.
По его словам, сегодня Украина поставляет в Китай только два вида продукции. Первый — замороженные ягоды дикорастущей черники, которой в 2019 году экспортировано на $9,5 млн, что составляет 17% от украинского экспорта этой продукции. Вторая категория — грецкий орех. Но учитывая, что Китай является одним из ведущих экспортеров этого продукта, то Украина поставляет незначительные партии на сумму около $0,7 млн в год.
Андрей Ярмак рассказал, что согласно результатам проведенного исследования оценки китайского плодоовощного рынка был составлен рейтинг перспективных товаров плодоовощной группы для экспорта из Украины в Китай.
«Черешня, до взлета спроса на экзотический фрукт дуриан, занимала в Китае позицию крупнейшего импортного плодоовощного продукта в течение многих лет. Но есть особенность — Китай почти весь объем черешни импортирует перед Новым годом, зимой, то есть из Южного полушария — Чили, Перу. Летом есть шанс для премиальной черешни. И это то время, когда Украина может экспортировать. По нашим подсчетам, экспортный потенциал Украины по черешне в Китай составляет примерно 1 тыс. т», — отмечает Андрей Ярмак.
Среди наиболее перспективных для экспорта из Украины эксперт отмечает также яблоко.
«За счет того, что Украина может выращивать яблоко премиального качества, она может достаточно успешно поставлять его в отдаленные страны. Китай импортирует от 15 до 18 тыс. т яблок, из которых Украина может поставлять 1-2 тыс. т в год», — отмечает Андрей Ярмак.
Он добавляет, что работать по яблоку в Китае очень сложно из-за того, что это большая страна и нуждается в импорте значительных объемов продукции, а в Украине поставщики маленькие, они не объединяются и не могут обеспечить поставку больших партий.
Также Андрей Ярмак отметил, что перспективными продуктами на китайском рынке могут быть: замороженная клубника с возможной долей украинской ягоды на уровне 1 тыс.; замороженная малина, где Украина может побороться за объем в 200-300 т; замороженная голубика, но пока украинские производители получают хорошую цену за ягоду на свежем рынке.
«В плодоовощном секторе нужно рассматривать Китай не как привлекательный рынок сбыта, а как конкурента на рынках Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, за которым стоит следить», — заключает Андрей Ярмак.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua