Возросшая плата за услуги ветеринарно-санитарного контроля: какие последствия нас ожидают

11 июля 2016, 11:33 2821
Оксана Давыдович

Не только бизнес, но и конечный потребитель может пострадать от решения увеличить в разы плату за услуги ветеринарно-санитарного контроля на границе, официально закрепленного Приказом №18 Министерства аграрной политики и продовольствия Украины в начале этого года [1].

Особенно печально это осознавать, когда идет речь об экономически необоснованном и не прогнозированном росте тарифов, который уже негативно сказывается на ведении бизнеса в Украине, ухудшает инвестиционную привлекательность страны в целом и в дальнейшем приведет к росту цен на продукты питания. 

Это не просто слова, а подтвержденная реальность. Так, в результате вступления в силу в марте Приказа №18, которым предусматривается регулирование платы за ветеринарно-санитарные услуги на границе, новые тарифы на услуги ветеринарно-санитарного контроля по некоторым позициям выросли более, чем в 10 раз. 

Получив завышенные и экономически необоснованные тарифы, которые, к тому же, были опубликованы не в том виде, в котором ранее были представлены для публичного обсуждения, бизнес стал заложником ситуации, ведь помимо самих размеров, эти тарифы начали применяться также к товарам, которые ранее не попадали под ветеринарно-санитарный контроль.  Речь идет о продуктах растительного происхождения, кондитерских изделиях а также алкогольной продукции. 

Особенно болезненно отмечать, что такие изменения ударили и по деятельности производителей-экспортеров пищевой продукции, в то время, когда поддержка экспорта на сегодняшний день — один из наиболее важных приоритетов государственной политики. Чтобы не быть голословной, приведу для подтверждения цифры: если ранее стандартный ветеринарно-санитарный осмотр одного транспортного средства стоил 50,05 грн, то со вступлением в действие Приказа — 900-1000 грн, так как изначально применялись ставки расширенного контроля даже к обычному стандартному осмотру.  Речь идет о сотнях тысяч гривен, которые бизнес не закладывал в свои расходы на текущий год, а в будущем — это миллионы. 

В итоге, что мы имеем? Фактически неофициальный «налог» на бизнес, который поступает на счета отдельных госучреждений (так званные спецфонды), а затем распределяется непублично и непрозрачно. Такая ситуация стимулирует эти госучреждения увеличивать количество проверок и инспектирований объектов контроля с целью увеличения поступлений на свои счета. 

Возможно, следующий вопрос покажется философским, но не задать его просто не могу. Зачем надежному производителю, надежному импортеру каждый раз проходить обязательную проверку на границе? Гарантией безопасности должна стать безупречная репутация, поэтому в Украине необходимо внедрять риск-ориентированный подход к контролю и законодательно установить его периодичность. 

Напоследок хочеться подчеркнуть, что бизнес не против контроля, он готов платить за соответсвующие услуги, так как понимает всю важность обеспечения продовольственной безопасности Украины, но, повторяю, должны быть прозрачные, предсказуемые и экономически обоснованные тарифы. Это и есть собственно практика Европейского Союза, в который мы стремимся. 

Надеюсь, что власть услышит голос бизнеса и соответствующие органы исполнительной власти, в чьей компетенции находится этот вопрос, отменят действие Приказа №18. Ведь на кону — не много не мало: жизнь каждого украинца. 


[1] http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0243-16


Оксана Давыдович, исполнительный директор Молочного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, координатор проекта «3 молочных продукта в день»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.