После этого я несколько раз возвращалась в Китай, но уже на более короткий срок. С этой страной у меня сложились love and hate relationships, так как меня очень захватили прогресс, возможности, скорость и масштаб, микс китайского колорита и стремления жить как на Западе, с другой стороны — некоторые вещи, например, в плане еды и привычек, не вызывали ничего, кроме отвращения, или же один-единственный вопрос: «Как такое возможно?»
Собравшись с мыслями, хотела бы поделится некоторыми наблюдениями, связанными с темой агропроизводства и еды.
Академия аграрных наук в Пекине
На нашей последней встрече в ноябре 2017 года меня очень интересовал вопрос развития Agtech в Китае и даже конкретнее — возможно ли при определенной локализации программного обеспечения войти на рынок систем farm-management для животноводства. По моим наблюдениям и подсчетам, в день китайцы съедают около полумиллиарда кур и двух миллиардов яиц. И наш софт бы внедрялся как для производства, так и для цепочки поставок.
Получила честный и ожидаемый ответ, что, скорее всего, после нескольких месяцев и первых продаж софт будет скопирован и размножен, причем, не одной, а десятком компаний, и такие вещи, как intellectual property, на практике не работают.
Также получила информацию о том, что в плане диджитализации стоит смотреть именно в сторону mobile, так как ключевые аспекты жизни китайцев — шопинг, развлечения, навигация, общение — происходят именно в мобильном телефоне, это привело к тому, что они не умеют работать на компьютере, и внедрение полноценной ERP, где такие умения, а также ПК и экраны нужны, — это все дополнительные затраты и мегаусилия.
В академии мне показали мобильное приложение, которое они разработали для миллиона с/х «дорадников», по поводу количества «дорадников» я даже переспросила и написала цифру миллион на бумаге, получив утвердительный ответ.
Интерфейс приложения состоит из карты и чем-то напоминает Uber. На карте «дорадник» может видеть ближайших к нему фермеров, у которых есть вопрос или проблема и которые хотят с ним связаться, и указывается, какая поддержка им нужна — через мессенджер или полноценный визит.
В приложении также есть «база знаний», где через поиск можно найти статьи по симптомам болезней, повышению эффективности и подобным тематикам.
Интересно, что китайское правительство не ставит себе цель создавать огромных латифундистов, которые есть у нас, в России и Бразилии. С помощью земли и индивидуальных ферм они сдерживают желание сельских жителей, а таких около 900 миллионов, переехать в города. Поэтому меня заверили, что у «дорадников» всегда есть работа.
Если говорить о коммерческих, т.е. крупных компаниях, они продолжают работать, руководствуясь планами партии. А в планах партии красной нитью проходит ежегодное поднятие урожайности, и поэтому правительство субсидирует и стимулирует применение удобрений и СЗР, а компании также заинтересованы в их переизбыточном применении, иначе они боятся не вписаться в план по урожайности.
В академии есть отдел по «искоренению» голода, и его сотрудник сказал, что правительство поставило задачу их отделу до 2020 года полностью решить проблему голода в провинциях, причем, есть конкретные КPI по количеству калорий и белка, которых необходимо достичь. Также в академии есть отдел, который дает правительству рекомендации по инвестициям в землю в других странах, — другими словами, где бы выгодно и надолго взять землю в аренду, а лучше купить, для производства с/х культур.
Оплата еды лицом стала реальностью
Не так давно в Украине запустили бесконтактную оплату мобильным телефоном, а в некоторых странах ЕС можно оплатить товары с помощью отпечатка пальца. Для Китая обе опции — это пройденный этап. В 2017 году там за еду в ресторане стало возможно заплатить ЛИЦОМ!
Я была в одном из таких ресторанов в Ханчжоу. Алгоритм таков — выбираешь еду из меню на экране, смотришь в камеру внизу панели и позволяешь ей отсканировать твое лицо. Камера обладает 3D-функцией распознавания лиц (face recognition algorithm) и одновременно сопоставляет 83 точки твоего лица с базой данных. Это включает в себя обработку тысяч лиц в базе данных в поиске подходящего всего за несколько секунд. Таким образом, среди миллионов банковских счетов робот находит именно твой и считывает с него деньги за еду, которую ты заказал.
Преимущества очевидны — для совершения покупки не нужно держать при себе карточки или телефон. С другой стороны, так как абсолютно вся инфраструктура, включая банки, метро, рестораны и даже интернет-сайты либо по умолчанию принадлежит партии и в аренде, либо находится под пристальным контролем (например онлайн-шопинг и мессенджеры), безобидная функция оплаты лицом позволяет правительству следить за каждым гражданином и его привычками, подобные камеры по распознаванию лиц установлены на станциях метро, в шопинг-молах и дают возможность собрать практически полную картину о жизни человека, его месте нахождения и предпочтениях.
В Китае есть особенная область животноводства — это черепаховодство
Причем, на рынках черепах продают еще живыми, а в супермаркетах — уже упакованными.
Если основываться на официальной статистике, в Китае ежегодно продается около 100 тыс. тонн черепашьего мяса, по другим данным, ежегодно рынок черепашьего мяса равен 300 миллионам черепах.
Сушка мяса
Необъяснимо для меня и нормально для китайца — в спальных районах в самых неожиданных местах можно встретить колбасу или сало, которые оставляют «вялиться» на солнце.
Зимой ситуация со смогом в городах ухудшается, и солнечные лучи просто не доходили до нас, а телефон ежедневно оповещал меня красным цветом о том, что воздух «очень опасен».
Поэтому, когда лучи солнца прорываются через смог, все мясо в срочном порядке вывешивается на улицу «досыхать».
Два снека, которые китайцы берут в дорогу, — куриные лапки и утиные яйца
Куриные лапки продаются в трех основных вариациях. В локальных супермаркетах, например «Вумарт», это центральная точка в отделе заморозки.
В отделе кулинарии либо на улице они продаются в копченом виде.
И третий вариант, как раз дорожный, — вяленая куриная лапка в вакуумной упаковке. Все китайцы, которых я знаю, отзываются с особой теплотой об этих лапках. Возможно, это потенциальная бизнес-идея для украинских компаний, которые занимаются курятиной.
Утиные яйца
Многие согласятся, что яйца являются хорошим перекусом в дороге. Тот факт, что они индивидуально упакованы, только повышает удобство и дает возможность брать их с собой в поездку. Хочу коротко рассказать о способе приготовления данных яиц. Свежие утиные яйца натирают солью и закапывают на 3 недели в землю, чтобы соль проникла в середину яйца и поучаствовала в процессе его брожения. По истечении 3-х недель в земле яйца готовы к употреблению. Их упаковывают в вакуум и поставляют в супермаркет.
Утиные головы
Кроме утиных яиц и, в принципе, мяса утки, которое продается как на улице, так и в супермаркетах вот в таком виде:
китайские гурманы обожают утиные головы. Головы всегда есть в отделе кулинарии супермаркета или же продаются в палатках на улице в качестве перекуса, по цене 2 головы на доллар. На фото также второй любимый перекус — куриные лапки, о которых мы говорили выше.
Уличная еда
Продолжая тему снеков и перекусов: скорпионы, личинки шелкопряда, морские коньки и сколопендры являются частью уличной еды и не должны вас удивлять. Интересно и то, что за такую уличную еду можно расплатиться по безналу через приложение.
Быстрый ритм жизни, а также тот факт, что большинству приходится проводить по многу часов в транспорте, привел к тому, что на кассе в супермаркете вместо привычных нам жвачек и шоколадок можно купить сосиски и куриные окорочка.
Молоко
Цены на импортное молоко в Китае — €3/литр, или 105 грн. Еще его пакуют в такие пачки, когда с другой стороны все на немецком, и китайцы думают, что точно такое же молоко пьют и немцы. Хотя есть инсайдерская информация, что и молоко, и пачки априори заточены под Китай.
На последок хочу сказать про свежие овощи и фрукты.
В Китае нет массовой культуры потребления свежих овощей, их обязательно и непременно подвергают термической оброботке, считая, что так, во-первых, вкуснее, а во-вторых, безопасней.
Рынки обычно пестрят рзнообразием товаров неплохого на первый взгляд качества.
Цены также сравнимы с нашими.
Кристина Кузнецова, директор «Даталаб Агро Украина»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.