В Украине нет дефицита вагонов. Проблема — в неэффективном использовании

08 июня 2018, 11:20 2691

Железнодорожные перевозки все еще являются в Украине наиболее востребованными из всех видов грузоперевозок, несмотря на все проблемы.

Такое мнение высказал заместитель директора ЧП «Атланта-Агро» Антон Видницкий.

«Конкуренция со стороны речного транспорта действительно присутствует, пока, правда, она несущественна. Но мы думаем, что этот рынок в будущем будет перспективным», — отметил он.

По словам Видницкого, автотранспорт и раньше конкурировал с железнодорожными перевозками, однако каждый занимает свою нишу в логистической цепочке. В основном, автомобили перевозят зерно из хозяйств и с поля на элеватор, а железнодорожный транспорт везет его в порты.

«Относительно вопроса дефицита вагонов. Мое мнение, что такого понятия, как «дефицит вагонов», нет. Вопрос заключается в их эффективном использовании и наличии инфраструктуры для этого. На данный момент в стране около 18 тыс. вагонов-зерновозов, и это количество будет расти. Помимо того, что трейдеры и экспедиторы активно строят вагоны, многие компании их завозят из стран СНГ. Только за последний год завезено порядка 3 тыс. вагонов. В 2018/19 МГ, полагаю, будет завезено еще столько же. То есть количество вагонов увеличивается, но проблема «дефицита» остается», — объяснил он.

Видницкий подчеркнул, что основные проблемы сейчас — это отсутствие тяги и простои в портах в «высокий сезон». Именно это и ведет к уменьшению оборачиваемости подвижного состава. Именно эта часть инфраструктуры сейчас нуждается в модернизации в первую очередь.

«Не будет маневровых — не будет своевременного вывоза и оборачиваемости подвижного состава. Что касается портов, то они действительно развиваются и в части мощности перевалки, и в части подъездных путей», — сказал он.

Вместе с тем, Видницкий отметил положительные стороны в деятельности железной дороги — автоматизацию распределения зерновозов.

«Сама идея автоматизации процесса распределения вагонов-зерновозов правильная. Но, на мой взгляд, существующая система требует доработки. Процесс распределения вагонов должен был стать прозрачным и понятным для всех, но по факту логика и алгоритм непонятны никому… Вагоны могут заадресовываться без подтвержденных АРМов или не подаваться при их наличии. Возможно, система повлияла на коррупционную составляющую, но пока у нее много недоработок. Надеемся, в будущем мы получим программный продукт, удовлетворяющий всех участников рынка», — отметил он.

Видницкий поддерживает решение «Укрзализныци» не грузить менее 5 вагонов.

«То, что элеваторам необходимо развивать свою пропускную способность, — бесспорно. Мы поддерживаем «Укрзализныцю» в данном вопросе, так как понимаем, что это решение необходимо для увеличения оборачиваемости подвижного состава и позволит высвободить часть локомотивов. Но, на наш взгляд, должен быть переходный период, за который элеваторы совместно с УЗ должны либо увеличить фронт погрузки, либо оформиться по другим станциям, что повлечет за собой повышение станционных сборов», — отметил он.

Видницкий подчеркнул, что при этом нужно понимать, почему элеватор не мог отгружать 10 вагонов — возможно, он просто их не получал через систему автоматического распределения вагонов (такие случаи в этом сезоне не редкость), либо ввиду отсутствия локомотивов вагоны к нему просто не доходили.

«Многие элеваторы сами заинтересованы в увеличении количества отгрузок. Но если они вкладывают в свою инфраструктуру, а вагоны к ним как не доходили, так и не доходят, то это не их вина. По крайней мере, руководство УЗ в этом вопросе предложило сформировать рабочую группу совместно с бизнесом для оценки данного намерения, а если есть диалог, это уже хорошо. Так что время покажет», — подытожил он.


AgroPortal.ua по материалам «АПК-Информ»