Только рынок должен определить, выращивать ГМО в Украине или нет

11 января 2016, 11:00 2800
Николай Кучер

Использование ГМ-организмов — тема для объективной, аргументированной дискуссии, в результате которой необходимо найти правильное решение, оформив его в соответствующий законопроект.

Именно поэтому я поддержал решение Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений о проведении соответствующих парламентских слушаний.

Нужно, наконец, разобраться в неоднозначной ситуации, которая сложилась в Украине вокруг этого вопроса, а не слепо вводить полный запрет на использования ГМО, как это предлагают сделать некоторые мои коллеги законопроектом № 3446 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета использования генетически модифицированных организмов».

Все знают, что в Европе используют комбикорма, которые производятся на основе модифицированной сои, но в Европе эту сою не выращивают. Все знают, что на юге Украины выращивается около 30% модифицированной сои. Рапс выращивают не модифицированный, но его загрязняют модифицированным.

Стоит заметить, что подобного запрета нет ни в одной стране мира, и только в Российский Федерации этот вопрос активно сейчас обсуждается. При этом настоящим мотивом для принятия подобных решений в РФ является конфронтация с западными странами и санкциями, введенными в ответ на последние, хорошо известные политические действия российского руководства.

К сожалению, вместо того, чтобы решить вопрос цивилизованного использования ГМ-организмов так, как это делается во всем мире, авторы законопроекта № 3446 решили стать на путь запрета, который, согласно их логике, видится наиболее целесообразным. Но такой законодательной инициативой мы лишаем права наших граждан не только самостоятельно решать — какие продукты им потреблять, но и вообще знать, что они потребляют.

Авторы законопроекта, как один из основных мотивов, используют тезис о потенциальных рисках, которые несут генетически модифицированные растения. Такая аргументация вызывает сомнения в том, что авторы хорошо знают саму суть вопроса. Во-первых, проблема выращивания и использования ГМ-растений в Украине уже существует вне законодательного поля. Во-вторых, выводы результатов более 130 научных проектов, проводимых в ЕС в течение последних лет, и в которых было задействовано 500 независимых исследовательских групп,  свидетельствуют, что биотехнология, и ГМО в частности, не являются сами по себе более опасными чем, например, технологии традиционной селекции.

Как известно, в промышленных масштабах ГМО используются с 1996 г. Площадь посевов этих культур постоянно растет и в 2014 г. составила 181,5млн га. ГМ-растения сегодня выращивают более 20 стран в различных частях мира (в том числе, и в отдельных странах-членах ЕС). В общем, биотехнологические продукты в том или ином виде (продукты питания, корма для животных, лекарственные препараты и т.д.), потребляет население более 60 различных стран.

11 марта 2015 г. в Европейском Союзе была принята Директива 2015/412, которая дает право странам-членам самостоятельно принимать решение о выращивании на своей территории ГМ-культур даже после того, как они получили положительное решение на их выращивание и зарегистрированы в ЕС. Таким правом уже воспользовались многие страны-члены ЕС, а это в основном те страны, которые никогда раньше не выращивали ГМ-растения.

В то же время, страны, где такие растения уже выращиваются (Испания, Португалия, Чехия, Словакия, Румыния) не выразили намерение об отказе от выращивания ГМ-культур на своей территории. Европейский Парламент 28 октября 2015 г. также не поддержал инициативу о праве на запрет отдельными странами-членами использования ГМ-продуктов питания и ГМ-кормов.

Аграрный сектор экономики, является, наверное, единственным сектором экономики Украины, развивающийся в последние годы и вносит весомый вклад в формирование ВВП нашего государства. Сложные природные условия этого года, прежде всего, отсутствие влаги, привели к потере 1,7 млн т от общего урожая кукурузы и показали уязвимость сельхозпроизводства. Эту проблему можно было бы решить при условии, что украинский производитель будет иметь цивилизованный доступ к рынку современных сортов и технологий, среди которых есть также и генетически модифицированные сорта с признаком устойчивости к засухе.

Если мы действительно хотим, чтобы вклад аграрного сектора в экономику государства увеличивался, то стоит воспользоваться опытом стран Латинской Америки в вопросах использования и регулирования оборота ГМО. В качестве примера могут быть Аргентина и Бразилия, наши конкуренты на мировом рынке сельхозпродукции. Аргентина, как известно, в начале 2000-х находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, преодолеть который удалось благодаря внедрению многих реформ и росту сельского хозяйства.

По моему мнению, только рынок и рыночные механизмы должны определять, какие растения — генно-модифицированные или нет — целесообразно выращивать в Украине. Функция государства — создать прозрачные и понятные механизмы регулирования рынка в виде законодательных норм и правил, а не внедрение необоснованных запретов. Поскольку такие запреты — это путь к технологическому отставанию, а соответственно — это негативно влияет на развитие экономики.

Николай Кучер, народный депутат Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.