Уменьшение недосказанности

01 августа 2016, 07:32 4363
Роман Коринец

Когда проходят совещания, встречи с высокими должностными лицами, всегда надо уметь говорить кратко. За полтора десятка лет такого общения умение пришло, но всегда остается какая то недосказанность…

Так было и на встрече членов Общественного совета при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины с министром Тарасом Кутовым: времени на выступления мало, вроде бы все сказал, а недосказанность осталась…

Пробую сформулировать свое мнимое выступление так, если бы для этого у меня было не три, а хотя бы 10 минут… 

Уважаемые коллеги, уважаемый господин министр! 

Если мы говорим о поддержке малых и средних производителей сельскохозяйственной продукции, то должны иметь соответствующие институты и организации. Сегодня я бы хотел остановиться на двух очень, на мой взгляд, важных для развития сельского хозяйства и сельской местности аспектах — кооперации и знаниях, то бишь сельскохозяйственном консультировании («дорадництві» — Укр.).

Начнем с кооперации.

На сайте Фискальной службы размещено разъяснение: Только жилищно-коммунальные, садоводческие и гаражные кооперативы могут быть включены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

Последствия такого разъяснения могут быть очень плохими. Мы столько копьев изломали для того, чтобы неприбыльный статус сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов стал реальностью, а тут бац… и изменения в Налоговый кодекс. Согласно п. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее — неприбыльная организация), которая одновременно отвечает следующим требованиям:

- образована и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

- учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц…

А как быть с кооперативными выплатами и выплатами на паи! Это же «столпы» кооперации!

В пункте 33.4.6 Налогового кодекса записано, что к неприбыльным организациям могут быть отнесены сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Но, получается, что только тогда, когда они откажутся от этих кооперативных «столпов».

Но есть же Закон Украины «О сельскохозяйственной кооперации», где четко определено неприбыльный статус сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов…

Уважаемые коллеги, предлагают разобраться с этим вопросом, пока фискальные органы не начали разбираться с кооперативами…

Законодательство должно способствовать развитию сельскохозяйственной обслуживающей кооперации, а не тормозить процесс. Из-за изменений в Налоговый кодекс ухудшились условия работы СОК. Давайте менять ситуацию. Тем более, что специалисты министерства понимают проблему, даже подготовили вместе с представителями профессиональных организаций соответствующий законопроект. Давайте вытягивать его на уровень политиков. Давайте объединить усилия для того, чтобы доказать народным депутатам, что сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы  не менее важные для страны, чем гаражные. Надеюсь, что поймут, иначе как «двигаться в Европу».

Уважаемые коллеги, мало иметь институты, т.е., законодательство. Нужны еще и институции, которые бы обеспечили организационный процесс объединения людей в сельскохозяйственные обсуживающие кооперативы. Мало пока еще у большинства наших сельских граждан кооперативных знаний, умений… Сегодня главными организаторами кооперативов являются проекты международной технической помощи и сельскохозяйственные консультационные службы, действующие тоже при поддержке таких проектов. Увы, это преимущественно локальная деятельность. Большая часть страны вне процесса.

А вот в Грузии создали государственное Агентство по развитию сельскохозяйственных кооперативов. Это предусмотрено на законодательном уровне. И дело пошло. В маленькой Грузии сейчас около 500 сельскохозяйственных кооперативов. В Украине «живых» сельхозкооперативов чуть-чуть больше 600-700.

Некоторые из «экспертов» говорят: создавать новые государственные институты запрещено. Но принял же не так давно Кабмин решение о создании агентств регионального развития. Получается, что можно, если сильно захотеть.

Похожие кооперативные агентства были и есть во многих странах с переходной экономикой, где кооперация только становится на ноги.

Сейчас работают два проекта международной технической помощи, которые имеют поддержку FAO и правительства Канады, над изменениями в законодательство о кооперации. Стоит учесть мировой опыт. Тем более, что специалисты министерства «за». Знаю, что некоторые из доноров готовы поддержать создание такого Агентства, если есть позиция министерства. 

Кроме институтов и институций, уважаемые коллеги, нужны реальные шаги, которые бы подтверждали: Минагропрод на самом деле поддерживает кооперативы. Я говорю о погашении 3-4 летней давности задолженности перед кооперативами. Там сумма смешная — 2-3 млн грн, но это продемонстрировало бы вектор политики министерства.

Это же касается и задолженности перед сельскохозяйственными консультационными службами. 400 тыс. грн задолжало министерство службам за уже выполненную работу. Всего лишь. В наших службах люди бы почувствовали перспективу. Люди обучены, люди хотят работать, но…

Позиция министерства влияет на поведение местных органов власти. Власть — система иерархическая: как только внизу почувствуют, куда ветер дует… уверен, вы понимаете, меня…

Теперь о знаниях для крестьян.

Есть статья 404 соглашения об ассоциации Украина-ЕС о совместных усилиях для приближения системы консультирования к фермерам. Есть распоряжение КМУ о создании государственно системы сельскохозяйственного консультирования («дорадництва» — Укр.)… И еще много чего есть, но нет системы!

Где взять ресурсы? 

В структуре министерства существуют разные учебные заведения, учебно-курсовые комбинаты. Давайте рассмотрим не только возможность их  приватизации, а перепрофилирование для приближения системы консультирования к фермерам, как это записано в Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Есть еще огромные ресурсы Национальной академии аграрных наук Украины. Опять же, имеем понимание и поддержку на уровне специалистов министерства, руководства академии. Но пока не более. Предлагаю объединить усилия, создать официальную рабочую группу министерства. Тогда украинский фермер получит больше шансов в конкуренции с европейским. 

В законе Украины «О сельскохозяйственной консультационной деятельности» четко записано: В государственных целевых программах, направленных на развитие сельского хозяйства и сельской местности, предусматривается финансирование сельскохозяйственной консультационной (читай — «дорадчей») деятельности в размере не менее 5% средств, предусмотренных для этих программ.

Звоню коллегам из областных служб и говорю: будет разговор с министром, какова наша позиция. «Скажи министру, что мы очень надеемся, что, наконец, пришел первый министр, который выполнит этот закон», — говорили коллеги.

Веду разговор с аграрными ассоциациями — они тоже «за» «дорадчую» деятельность. Они, что могут, делают собственными силами. Но нужна система, которую обязана иметь каждая страна — член ЕС. Мы же к членству в ЕС стремимся! 

На заседании Комитета по сельскому развитию и земельным отношениям (Комитета в составе Общественного совета при Минагропроде) мы говорили об участии Украины в программе ENPARD.

Что такое ENPARD? European neighbourhood programme for agriculture and rural development или Программа Европейского соседства для сельского хозяйства и сельского развития. Это — политическая инициатива / программа, часть обязательств ЕС по росту и стабильности среди его соседей, которая признает потенциальную важность сельского хозяйства для продовольственной безопасности, аграрного производства и сельской занятости. Европейский Союз выразил готовность оказать поддержку в реализации политики, отвечающей принципам и целям данной программы, всем странам, которые настроены сделать развитие сельского хозяйства и сельской местности основным направлением сотрудничества с ЕС.

В Грузии за счет этой программы финансируется Агентство сельскохозяйственных кооперативов. И в Грузии, и в Молдове — множество мероприятий по поддержке и кооперативов , и фермеров, и местных громад.

По ENPARD решение принимается на государственном уровне. Уверен,  уважаемые коллеги, что мы и ассоциации, которые мы представляем, должны поддержать усилия министерства по признанию правительством развития сельского хозяйства и сельской местности приоритетным направлением сотрудничества с ЕС.

Правда, нужна еще стратегия (программа) развития сельского хозяйства и сельской местности. Но это проще: наработок много, надо только расставить приоритеты. Да и расставлены они уже в инициативе «3+5». 

Убежден, уважаемые коллеги, что подобные шаги вместе с позицией министра о реальном перераспределении бюджетных ресурсов в пользу малого и среднего производителя приведут к успеху и кооперации, и «дорадництва», а значит и к общему успеху, ибо  украинский фермер получит больше шансов в конкуренции с европейским. 

Все, пора остановиться…

Кажется, недосказанности стало меньше. 

А теперь как бы послесловие. Предыдущие министры избегали общения с Общественным советом. Министр Тарас Кутовой меняет традиции, установленные предшественниками: два часа открытого разговора, который обещает иметь продолжение. Есть шанс, что недосказанности станет еще меньше и больше взаимопонимания…

Роман Коринец, президент Национальной ассоциации сельскохозяйственных консультационных служб Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.