История IPO в Украине насчитывает 11 лет со дня первого украинского размещения, состоявшегося 11 февраля 2005 года на Альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM LSE).

Вследствие чего украинская компания «Укрпродукт», из сектора FMCG, привлекла $11 млн, разместив 27,2% акций компании (тикер компании на бирже UKR). Самое успешное украинское IPO было проведенно ПАО «Мироновский хлебопродукт» в 2008 году, на сумму $322 млн на Main market of London Stock Exchange. В ходе IPO компания была оценена в $1,7 млрд и стала первой украинской аграрной компанией, проводившей размещение акций на основной площадке Лондонской биржи. 

В совокупности было проведено до 40 IPO, основными площадками которых стали: LSE, WSE, WSE Catalyst, LSE AIM, Toronto SE, Frankfurter Wertpapierbörse, NASDAQ OMX — Стокгольмская фондовая биржа и Eurоnext — Парижская фондовая биржа.

Бум IPO на украинском рынке наблюдался с 2005 по 2011 гг. с пиками в 2 этапа: 2005-2007 гг. и 2010-2011 гг. 

Взрыв IPO в Украине был неотъемлемо связан с бурным ростом экономики страны на фоне роста мировой экономики, о чем свидетельствует приток инвестиций в страну и тот факт, что в мировом рейтинге конкурентоспособности наша страна занимала лидирующие строчки.

IPO компаний — это как лакмусовая бумажка успешности экономики страны, ведь публичные размещения имеют смысл лишь в том случае, если компания может привлечь существенный капитал путем размещения своих акций. Это свидетельствует о доверии не только к компании, но и к стране, показателем успешности которой являются страновые рейтинги, сформулированные на основании ряда показателей:

- прозрачность ведения бизнеса и уровень коррупции;

- макроэкономические показатели (соотношение внешнего долга к ВВП, уровень инфляции, стабильность национальной валюты, сальдо платежного баланса, учетная ставка НБУ и др.);

- уровень политической стабильности;

- конкурентоспособность страны;

- прозрачная судебная система, степень защиты инвестиций и другие факторы.  

Главной целью компании при проведении IPO является привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме.  

Размещению акций компании на фондовых рынках передует целая история по подготовке компании к размещению на протяжении 5-10 лет, а это: 

- успешные финансовые показатели компании с положительной динамикой их прогнозного роста;

- успешная деловая репутация компании с положительной кредитной историей, непричастность бенефициара к политической деятельности и политическим скандалам;

- проведения аудита консолидированной финансовой отчетности минимум 3-х лет одной из ведущих аудиторских компаний;

- формирование прозрачной и понятной юридической структуры;

- проведение Due Diligence компании;

- маркетинговый анализ деятельности компании;

- проведение так называемого «Road Show» (серия презентаций компании пулу потенциальных инвесторов);

- формирование книги заявок инвесторов. 

Среди основных участников, которые принимают участие в подготовке компании, стоит отметить: 

- инвестиционный банк;

- юридическая компания;

- аудиторская компания;

- андеррайтер. 

Говоря о текущей ситуации в Украине и о готовности компаний выходить на рынки капиталов, остается констатировать ситуацию «полного штиля», обоснованного рядом факторов, начиная от гибридной войны, заканчивая рядом дефолтов публичных компаний размещавшихся на основных фондовых площадках, что в свою очередь нанесло значительный «badwill» репутации нашей страны, а соответственно и компаниям, ранее планировавшим выход на публичные рынки, ведь любой негативный прецедент с участием украинских публичных компаний негативно влияет на дальнейшую возможность привлечения средств на международных рынках капитала.  

Среди наиболее вероятных площадок для размещения акций украинских компаний можно выделить традиционно сложившиеся: Варшавскую, Лондонскую и Франкфуртскую фондовые биржи. Именно там стоит ожидать следующих размещений украинских компаний, которые, думаю, состоятся не ранее 2018 года.

Пока остается лишь делать все возможное для обеспечения плацдарма роста экономики и притока инвестиций в страну… 

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG