Вследствие чего украинская компания «Укрпродукт», из сектора FMCG, привлекла $11 млн, разместив 27,2% акций компании (тикер компании на бирже UKR). Самое успешное украинское IPO было проведенно ПАО «Мироновский хлебопродукт» в 2008 году, на сумму $322 млн на Main market of London Stock Exchange. В ходе IPO компания была оценена в $1,7 млрд и стала первой украинской аграрной компанией, проводившей размещение акций на основной площадке Лондонской биржи.
В совокупности было проведено до 40 IPO, основными площадками которых стали: LSE, WSE, WSE Catalyst, LSE AIM, Toronto SE, Frankfurter Wertpapierbörse, NASDAQ OMX — Стокгольмская фондовая биржа и Eurоnext — Парижская фондовая биржа.
Бум IPO на украинском рынке наблюдался с 2005 по 2011 гг. с пиками в 2 этапа: 2005-2007 гг. и 2010-2011 гг.
Взрыв IPO в Украине был неотъемлемо связан с бурным ростом экономики страны на фоне роста мировой экономики, о чем свидетельствует приток инвестиций в страну и тот факт, что в мировом рейтинге конкурентоспособности наша страна занимала лидирующие строчки.
IPO компаний — это как лакмусовая бумажка успешности экономики страны, ведь публичные размещения имеют смысл лишь в том случае, если компания может привлечь существенный капитал путем размещения своих акций. Это свидетельствует о доверии не только к компании, но и к стране, показателем успешности которой являются страновые рейтинги, сформулированные на основании ряда показателей:
- прозрачность ведения бизнеса и уровень коррупции;
- макроэкономические показатели (соотношение внешнего долга к ВВП, уровень инфляции, стабильность национальной валюты, сальдо платежного баланса, учетная ставка НБУ и др.);
- уровень политической стабильности;
- конкурентоспособность страны;
- прозрачная судебная система, степень защиты инвестиций и другие факторы.
Главной целью компании при проведении IPO является привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме.
Размещению акций компании на фондовых рынках передует целая история по подготовке компании к размещению на протяжении 5-10 лет, а это:
- успешные финансовые показатели компании с положительной динамикой их прогнозного роста;
- успешная деловая репутация компании с положительной кредитной историей, непричастность бенефициара к политической деятельности и политическим скандалам;
- проведения аудита консолидированной финансовой отчетности минимум 3-х лет одной из ведущих аудиторских компаний;
- формирование прозрачной и понятной юридической структуры;
- проведение Due Diligence компании;
- маркетинговый анализ деятельности компании;
- проведение так называемого «Road Show» (серия презентаций компании пулу потенциальных инвесторов);
- формирование книги заявок инвесторов.
Среди основных участников, которые принимают участие в подготовке компании, стоит отметить:
- инвестиционный банк;
- юридическая компания;
- аудиторская компания;
- андеррайтер.
Говоря о текущей ситуации в Украине и о готовности компаний выходить на рынки капиталов, остается констатировать ситуацию «полного штиля», обоснованного рядом факторов, начиная от гибридной войны, заканчивая рядом дефолтов публичных компаний размещавшихся на основных фондовых площадках, что в свою очередь нанесло значительный «badwill» репутации нашей страны, а соответственно и компаниям, ранее планировавшим выход на публичные рынки, ведь любой негативный прецедент с участием украинских публичных компаний негативно влияет на дальнейшую возможность привлечения средств на международных рынках капитала.
Среди наиболее вероятных площадок для размещения акций украинских компаний можно выделить традиционно сложившиеся: Варшавскую, Лондонскую и Франкфуртскую фондовые биржи. Именно там стоит ожидать следующих размещений украинских компаний, которые, думаю, состоятся не ранее 2018 года.
Пока остается лишь делать все возможное для обеспечения плацдарма роста экономики и притока инвестиций в страну…
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.